Баскетбол}
19.01.2018

Россия помешалась на Олимпийских играх… Олимпийских играх-1972

Россия помешалась на Олимпийских играх… Олимпийских играх-1972

Россия помешалась на Олимпиаде. На Олимпиаде 1972-го года.

Пусть даже российская сборная и отстранена от Зимних олимпийских игр, которые пройдут в следующем месяце, из-за нарушений антидопингового законодательства, толпы людей спешат увидеть фильм о советском триумфе на Олимпийской баскетбольной площадке, имевшем место 46 лет назад.

«Движение вверх» (в англоязычном прокате фильм получил название «Three seconds» - «Три секунды» ) рассказывает историю сборной Советского Союза, которая выиграла золотые медали в 1972-м и стала первой баскетбольной командой в истории, обыгравшей Соединенные Штаты Америки на Олимпиаде.

Это рассказ о соперничестве времен холодной войны, побуждающий разговоры, очень знакомые российским спортивным болельщикам после недавних скандалов – судьбу золотых медалей решили судьи.

Собрав в кинотеатрах толпы людей за время новогодних каникул, «Движение вверх» стал самым кассовым российским фильмом в истории российского проката. Согласно государственному статистическому агентству, он заработал уже 1,84 миллиарда рублей ($32,5 миллиона).

Во время показа в одном из кинотеатров в центре Москвы в прошлый четверг, зрители издавали крики и аплодировали, когда Александр Белов положил в корзину победный для Советского Союза мяч, принесший победу над США со счетом 51-50, а затем поощрительными возгласами приветствовали и оригинальную запись 1972-го года, демонстрировавшуюся во время титров.

«Я плакала слезами радости, - рассказывает посетительница кинотеатра Нина Паршикова. Для миллионов россиян, которые считают, что их страна несправедливо преследуется из-за обвинений в употреблении допинга, даже холодная война может показаться эпохой попроще. Один из зрителей Егор Дружинин отмечает: «Сейчас политика играет более важную роль. Тогда это был спорт».

Актер Кузьма Сапрыкин использовал свой баскетбольный опыт, полученный в детстве, чтобы сыграть Ивана Едешко, сделавшего передачу, которую русские до сих пор называют «Золотым пасом» для советской сборной, одержавшей тогда победу.

«Я не думал, что картина будет пользоваться таким колоссальным успехом, - поделился он в интервью «The Associated Press». – Меня удивляет, когда мне отправляют видео, на котором видно, как люди аплодируют практически на каждом показе. В людях проснулось чувство патриотизма и душевного подъема».

В России этот матч имеет схожее значение с американским «Чудом на льду» - победой над сборной СССР по хоккею на Олимпиаде-1980.

США воспринимают матч за золотые медали на Олимпийских играх-1972 совсем по-другому – как ограбление.

Последние 3 секунды финала переигрывались дважды, после того как советская команда опротестовала то, что их сигнал о тайм-ауте был проигнорирован, а баскетболисты сборной США дважды праздновали победу, перед тем как им говорили вновь выходить играть. В третьей и последней попытке советский баскетболист Иван Едешко отправил мяч через всю площадку на Белова, и тот добыл победные очки на последней секунде.


Такой итог вылился в долгие споры между чиновниками обеих стран и Международной федерации баскетбола. Это в киноленту не попало, так же, как и то, что американские баскетболисты отказались от получения серебряных медалей, которые до сих пор лежат невостребованными в Международном олимпийском комитете.

Согласно сценарию, сборная СССР играла против лучших профессионалов из США, в то время как на самом деле Штаты выставили команду из игроков колледжей, включая таких будущих звезд НБА, как трижды участвовавший в Матче всех звезд Дуг Коллинз, а также Том Макмиллен, впоследствии ставший конгрессменом. Советская команда, с формальной точки зрения представленная любителями, как в то время требовали Олимпийские правила, фактически состояла из профессиональных игроков, которые были на несколько лет старше, чем большая часть американцев.

В фильме разыгрывается тема соперничества времен холодной войны, и команда США, также, как и ее болельщики, выставляются дерзкими, самоуверенными «нарушителями правил», хоть при этом и чрезмерно отважными. В фильме также рассказывается об особенностях системы здравоохранения в СССР и культурных различиях, характерных для республик, которые впоследствии станут независимыми странами. Едешко говорит, что это «справедливый и честный взгляд».

Некоторые члены семей уже ушедших из жизни игроков не согласились с предложенной в фильме трактовкой персонажей. Белов, который забил победный мяч, на протяжении большей части фильма разрывается между любовным романом и известями о своей неизлечимой болезни. Тем не менее, его жена сообщила российскому порталу «Медуза», что Белов, который умер от редкой формы рака в 1978-м году в возрасте 26 лет, в 1972-м году был холост и здоров.

Предстоящий чемпионат мира по футболу, который состоится в России, дает больше поводов для съемок кино о спорте. В работе находится биографическая картина о советском голкипере Льве Яшине, а также вымышленная история об одном современном тренере.

Для актера Сапрыкина, «Движение вверх» является демонстрацией любви и уважения к советским звездам спорта. Он говорит, что после встречи на съемках он сам и Едешко стали «как дед и внук». Его не покидает мучительное чувство, что современные спортсмены не соответствуют заданной планке.

Рассматривая фотографии с 1972 года, «вы ощущаете, как по телу бегут мурашки», потому что понимаете, что из тех, кто играл в том финале, в живых осталось лишь 3 человека, и все, - рассуждает он. – Они уходят, а новых легенд не появляется. Это самое худшее».


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте!

Источник: www.nytimes.com
0 0