3000 р.

Год «Серебристого лиса» в Тенерифе – испанское издание об Александре Гомельском

Конец восьмидесятых. Два исторических события, в которых затухающий Советский Союз принимал самое непосредственное участие, разделили современное общество на до и после. Героями этой эпохи были уникальные личности: на политической арене – Михаил Горбачев, на арене баскетбольной – Александр Гомельский. 

Следствием перестройки – масштабного реформистского движения под руководством Михаила Горбачева, стало падение Берлинской стены и серьезнейшая трансформация в общественно-политическом устройстве стран-участниц Варшавского договора. Победа же сборной СССР по баскетболу под началом Александра Гомельского в финале Олимпиады в Сеуле вызвала самые значительные изменения в мировом баскетболе за несколько десятилетий. 

Опытнейший стратег Гомельский, которого на Западе знали по прозвищу «Серебристый лис», смастерил идеальную тактику с целью победить американскую сборную. Болезненное поражение национальной команды США в Олимпийском финале привело к тому, что ФИБА одобрила возможность участия на летних Играх звезд НБА и уже в Барселоне-1992 мы имели счастье лицезреть несравненную и непобедимую Dream Team.

В то же время, летом 1988 года в Тенерифе созрел план поднять местный баскетбольный клуб на самые большие высоты в Испании. Как только команда добилась выхода в высший дивизион, канарский бизнесмен с сирийскими корнями Амид Ачи решил осуществить мощнейшее финансовое вливание с целью создать клуб-победитель.

Амбициозный Ачи, которого в ту пору можно было сравнить разве что с основателем Inditex Амансио Ортегой (в 2017 году Ортега возглавил рейтинг богатейших людей мира по версии Forbes), вознамерился получить в свою команду всех лучших, а тренером, способным справиться с таким коллективом, посчитал Александра Гомельского. Успешно выдержав переговоры, которые ему пришлось вести не с самим Гомельским, а с чиновниками, ответственными за спорт в Советском Союзе, бизнесмен заполучил в свою команду титулованного специалиста. 

Картинка приземления Гомельского в аэропорту Тенерифе с золотой Олимпийской медалью на шее добавляла вистов претенциозному проекту. Советский тренер получил в свое распоряжение качественную команду c мощным костяком из местных игроков, лидерами среди которых были серебряный призер Олимпиады 1984 Хосе Мануэль Бейран и Артуро Сеара. Однако клуб поплатился за ошибки со стороны руководства. Все началось с необычной предсезонки: поскольку Гомельский был погружен в дела Олимпийской сборной, вся ответственность за подготовку к сезону легла на молодых испанских помощников Трифона Поча и Алехандро Мартинеса. Также сказалась на «Тенерифе» и ужасная трансферная политика по приглашению американцев: через клуб за это время прошло порядка 10 игроков из Нового света. 


Все свидетельства того времени говорят нам о том, что период пребывания у штурвала «Тенерифе» выдался очень тяжелым для советского наставника. Показав максимально возможные результаты с рижским СКА, московским ЦСКА и советской сборной, Гомельский со своим традиционным для СССР стилем не прижился в Испании, а откровенно плохие результаты стали большой неожиданностью для амбициозного проекта Ачи. Столкновение разных культур и разное понимание баскетбола привело к постоянным помехам, трудностям, то и дело возникавшим у «Серебристого лиса» в Тенерифе. Как рассказывают, он не был помешанным на баскетболе «чокнутым профессором», однако незнание языка, вспыльчивый характер и плохие результаты не способствовали тому, чтобы он задержался в клубе дольше, чем на год. 

В Малаге у меня была возможность вживую посмотреть на великого Гомельского, тренировавшего «Тенерифе», который гостил в «Сьюдад Хардин», зале местной баскетбольной команды. Наш тренер Марио Пескера не сделал ни одной замены на протяжении всей игры и волшебный квинтет «Уникахи» полковнику победить не удалось: уверенные 105-96 в пользу хозяев. С каждым днем сезон для островной команды становился все более нервным, и после того, как «Тенерифе» «Серебристого лиса» по итогам регулярного чемпионата попал лишь в плей-офф за право остаться в высшем дивизионе, руководство приняло решение разорвать контракт с Гомельским, на которого изначально делалась самая большая ставка.

Год Гомельского в «Тенерифе» невозможно рассматривать как удачный, однако честь и признание, соответствующие его таланту и тренерскому искусству, он получил. Доказательств этому масса: домашний зал ЦСКА назван в его честь, приз лучшего европейского тренера носит имя Гомельского, «серебристый Лис» введен в Зал славы ФИБА, был назван лучшим русским тренером 20 века, а также является единственным наставником из своей страны, что попал в Зал славы имени Нейсмита в Спрингфилде, колыбели современного баскетбола.


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте!

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Перейти в раздел arrow-right

Обсуждение

  • 26.03.2024 rau vadim 4
  • 21.03.2024 Player 66 10
  • Вчера в 15:52 Fedor Hub 2
  • 22.03.2024 Manshtein 3