Футбол}
13.06.2018

Дневник ЧМ: московское метро

Индийский журналист из Калькутты по имени Джайадитья Гупта отправился в Москву, чтобы заняться освещением чемпионата мира для американского сайта ESPN.

При этом он выразил намерение вести ежедневный дневник во время своего пребывания в России. По мере появления его новых частей, InoProSport знакомит вас с их переводом.


День 2

В определенный момент, когда ты глазеешь на мозаику на потолке станции метро «Маяковская», все для тебя начинает обретать смысл. Для тебя открывается истинное предназначение фантастической почти до нереальности московской системы метро: как и в случае с церквями, дворцами, правительственными или королевскими резиденциями, московское метро строилось таким образом, чтобы внушать благоговение. Возможно, даже благоговейный страх. Благоговейный страх в миллионы людей, пользующихся им, чтобы добираться каждый день на работу, в туристов, которые приехали сюда из мира по ту сторону Железного занавеса, да и вообще во всех приезжих. Оно не было построено в честь какого-то одного человека. Эволюционируя на протяжении пяти десятилетий, оно служило заявлением СССР в адрес капиталистического Запада: «Все, что ни сделали бы вы, мы можем сделать лучше».

Я пребывал в нерешительности по поводу плана моей поездки этим утром: сесть на автобус, взять такси и насладиться потрясающими образцами архитектуры, охватывающей многие века и стили? Или же отправиться в путь на метро и увидеть их подземный эквивалент? В конечном счете, на мое решение повлияло 2 фактора: дождь (под землей сухо и тепло) и бесплатный проезд на общественном транспорте, предоставленный всем журналистам. Я был готов к тому, чтобы удивиться и восхититься; впервые я познакомился с архитектурой советского метро более 30 лет назад – первые станции метро в Калькутте строились при помощи Советского Союза. Но я не был готов, тем не менее, быть сраженным наповал.


Начиная 34 мозаиками на потолке станции «Маяковская», узорами на полу станции «Проспект мира», с отсылкой на ботанические сады над ней, и заканчивая изображениями с отрывками из жизни писателя на станции «Достоевская», московский метрополитен является туристической достопримечательностью сам по себе. По крайней мере, на двух станциях, которые я посетил во вторник, проводились экскурсии с гидами, и многие новички в Москве, включая меня самого, лишь восхищенно хлопали глазами. Дело не просто в величии, огромных колоннах и канделябрах. Важны детали – будь то узоры на стенах, сетки из металла или лавочки. Каждый, кто считает, что советская архитектура суровая и бездушная – просто приезжайте и взгляните сами.

Когда в 1930-х годах началось строительство, девиз проекта звучал как: «Построим дворец для людей!», и рядом с этим пунктом по-прежнему можно ставить галочку. Безусловно, оно напыщенно, но и практично. Каждый день московским метро пользуется около 6 миллионов человек. Помпезный стиль ушел вместе с эпохой Сталина – его смерть, как и последствия Второй мировой войны, привели к необходимости упрощения дизайна и мер по оптимизации затрат, в результате чего кое-какие станции были построены на земле, а стеклянные входы заменили каменные. Кроме того, наверное, неудивительно, что с течением времени некоторые станции изменили свои названия: «Дзержинская», названая в честь Феликса Дзержинского (противоречивая фигура в 1920-х годах, возглавлявший «Cheka» - организация-предшественник КГБ), теперь называется «Лубянка». «Улица Коминтерна» теперь является «Александровским Садом», а «Ленино» превратилось в «Царицыно».


Есть у московского метро и странные характерные особенности: станции стерильны. Да, они очень чисты, на них чудесным образом поддерживают порядок, и на них совершенно не ведется никакой торговли. Здесь нет ларьков с прохлаждающими напитками, газетных киосков и даже самоваров, которые в России, кажется, повсюду. Причину мне озвучила Барбара – москвичка, которая помогает ESPN в Москве, и кроется она в соображениях безопасности. Здесь нет мусорок, торговых автоматов или палаток – меньше мест для того, чтобы уместить взрывное устройство.


Еще одна характерная черта – линии проложены очень глубоко под землей. Я был в метро, скажем, в Нью-Йорке, где разные линии располагаются на разных уровнях. Но здесь даже линии, не пересекающиеся с другими, располагаются намного ниже. Причины? Смотря кто вам будет об этом рассказывать. Западные версии гласят, что они строились таким образом, дабы послужить потенциальным убежищем в случае атаки. Здесь же говорят, что метро строилось настолько глубоко, чтобы минимизировать возможность повреждений на поверхности земли.

Некоторая доля критики выливается на повидавшие виды поезда. «Они довольно старые», - говорит Барбара, но они не отстают от расписания, и звука производят не больше, чем поезда в других системах метро. Московское метро является доказательством того, что «ретро» - не значит плохо, пусть даже оно, кажется, и совершенно несовместимо со всем вокруг. Наверное, как и в случае с другими аспектами российской жизни, оно представляет собой часть стабильного, знакомого прошлого, за которое цепляются в России.

С частью номер 1 можно ознакомиться здесь


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте!

Источник: global.espn.com
0 1