3000 р.

«Огурцы, помидоры и теплая водка». НБА в СССР – как это было… (Часть 2)

Часть 2 из 3-х

С первой частью можно ознакомиться здесь

«Поездка расценивалась, как причуда Теда Тёрнера», - говорит Мак-Каллум. Комиссионер НБА Дэвид Стерн и генеральный директор TBS Роберт Уасслер, создатель канала CNN, встретились с первыми лицами Госкомспорта – спортивной федерации СССР. У НБА были наброски по поводу продвижения на международную арену, советская команда готовилась к предстоящей Олимпиаде в Сеуле, так что переговоры завершились передачей прав на телетрансляцию и так далее.

«Лига согласилась пойти на это, потому что такой шаг служил началом планов Дэвида Стерна по глобализации НБА. Одним из первых шагов должно было стать привлечение игроков из Восточной Европы», - делится Ким Бохуни, который помогал освещать поездку для TBS и сейчас является вице-президентом НБА по международным баскетбольным операциям. Бохуни отвечал за изучение профилей атлетов на Играх Доброй воли, и советские баскетболисты уже были ему знакомы. «За восточноевропейской стеной было так много отличных игроков, и часть из них нужно было перевезти в НБА».

Возглавляемая будущим членом Зала баскетбольной славы Александром Гомельским сборная СССР формировалась из массивного пула талантов. На протяжении многих лет они совершали поездки ради встреч с университетскими командами в Соединенных Штатах. В составе сборной СССР выступал литовский центровой Арвидас Сабонис, который считался лучшим «большим» за пределами НБА. Фактически он являлся собственностью «Портленд Трэйл Блэйзерс». Главная причина, по которой «Хокс» и президент Стэн Кастен отправились в эту поездку стала «секретом Полишинеля»: клуб желал завербовать Марчюлёниса и Волкова – молодых советских талантов, которые позже стали европейскими пионерами в лиге.

Что касается международного скаутинга, в этом плане «Атланта» находилась впереди планеты всей. В 1970-м «Хокс» впервые в истории задрафтовали иностранных баскетболистов в лице мексиканца Мануэля Раги и итальянца Дино Менегина (в НБА они так и не сыграли). «Хокс» выбрали Волкова – украинского форварда, в шестом раунде драфта 1986 года. Они, также, охотились за крепким 24-летним литовским защитником Марчюлёнисом, который, неведомо для «Хокс», уже водил теплую дружбу с Донни Нельсоном, в результате чего впоследствии оказался в «Голден Стэйт Уорриорз». Эти игроки были знакомы скаутам, они оба любили атаковать кольцо и, как и многие из их партнеров, разрушали стереотипы о европейцах за счет своей жесткой манеры игры.

«Атланта» была первым клубом, который задрафтовал и Сабониса, выбрав его в 4-м раунде драфта-1985 в возрасте 20 лет. Головной офис посчитал, что нашел лазейку в правилах и сорвал куш. Но все оказалось не так просто. Лига официально признала этот пик драфта недействительным, потому что ему еще не было 21 года и, хотя «Атланта» и боролась за то, чтобы сохранить на него права, Сабонис вернулся в пул баскетболистов, доступных для драфта, и годом позже был выбран «Блэйзерс» в первом раунде. Та неудача «Хокс» привела к тому, что в лиге появилось правило, которые ныне называют «драфтовой заначкой», позволяющее клубам сохранять права на игрока до тех пор, пока он не подпишет свой первый контракт в НБА. «Хокс» опоздали, но тот инцидент повлек за собой перемены. Хотя всегда было понятно, что Советы не желают предоставлять возможность своим игрокам заключать профессиональные контракты за границей, это не спугнуло «Атланту», которая надеялась, что отношения Тёрнера с правительством предоставят им преимущество перед конкурентами во время перестройки.


Советские игроки, тем временем, счастливо жили голубыми мечтами. Более молодая группа баскетболистов, включая Марчюлёниса и Волкова, потренировалась и поиграла за «Хокс» против полупрофессиональных команд летом 1987-го, однако мысль о том, что команда НБА приезжает на советскую землю – это был совсем другой уровень. «Тренер Гомельский сказал нам за несколько месяцев до этого: «Знаете, парни, «Атланта Хокс» приезжает в Советский Союз, мы вместе с ними проведем тренировочный лагерь и потом сыграем несколько матчей», - вспоминает Волков. – Мы смеялись до упада и подкалывали друг друга. Но потом, знаете проходит время, приближается лето, и мы видим… вроде как все действительно выглядит так, будто к нам едет «Атланта Хокс».

«Советский Союз в то время все еще был Советским Союзом. Горбачев, перестройка и все такое. Но это по-прежнему был Советский Союз, - добавляет Волков. – Мы не верили, что это в конечном счете происходит. Мы так сильно волновались». Советская сборная нацеливалась на Олимпийские игры, и выиграла в итоге золотые медали, в полуфинале огорчив сборную США, составленную из игроков университетских клубов под руководством Дэвида Робинсона. Перспектива заиграть в НБА по-прежнему была лишь самообольщением, и многие игроки, в первую очередь, полагали, что у них просто не получится быть там конкурентоспособными. Тренировки под руководством американцев и опыт очного соперничества с «Хокс» помогли игрокам советской сборной заполучить психологическое преимущество. Через несколько месяцев, как всем хорошо известно, по этому поводу сокрушался тренер команды США Джон Томпсон после поражения от сборной СССР.

Советские баскетболисты прошли испытание американцами летом, но команда НБА, совсем еще недавно выступавшая в полуфинале Восточной конференции – была совсем другим зверем. Матчи НБА не транслировались по телевизору в СССР. Сергей Тараканов, один из ветеранов сборной, полагался на друзей, которые в качестве контрабанды привозили ему кассеты с записями матчей на протяжении некоторого времени. Это помогло составить очень ненадежный скаутский доклад, но добавляло ситуации и эмоциональности: «Это как смотреть кино, а потом, в конце концов, встретиться с актером из него лицом к лицу», - рассуждает Тараканов.

В то время он еще не знал, что его рассуждения о встрече с актерами не далеко ушли от правды. Баскетболисты «Хокс», согласно предварительной договоренности и другим причинам, прибывали в СССР в две волны. Соответственно, их дублерам, путешествовавшим с командой, требовалось переодеваться в игровую форму, заполнять места в составе, и, время от времени, принимать участие в играх. В число псевдо-игроков «Хокс» входили брат Антуана Карра и сосед по комнате Клиффа Левингстона. Советские баскетболисты ожидали, что, учитывая обстоятельства, их оппоненты будут задиристыми, но оказали им теплый прием. «Думаю, в особенности Марчюлёнис и Волков, они хотели открытости, хотели показать, что все мы живем в одном мире, - рассказывает Мак-Каллум. И игроки начали наслаждаться компанией друг друга, несмотря на языковой барьер.

Заключительную часть читайте на нашем сайте завтра...

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Перейти в раздел arrow-right

Обсуждение

  • Вчера в 15:27 Арман Тео 3
  • 26.03.2024 rau vadim 4
  • 21.03.2024 Player 66 10
  • 02:35 2
  • 22.03.2024 Manshtein 3