3000 р.

Financial Times: «Может ли один миллиардер спасти российский футбол?»

03.06.2018
Футбол

Морозным февральским вечером молодежная команда мадридского «Реала» вышла на поле стадиона «Краснодар», чтобы сыграть против местных выскочек в решающем матче плей-офф, дающем право выхода в 1/8 финала Юношеской лиги УЕФА. С трибун за игрой наблюдал миллиардер Сергей Галицкий, а также 34-тысячная аудитория болельщиков в черно-зеленых шарфах, воодушевлявшаяся с каждой новой атакой своей команды на ворота топового испанского клуба. 

Играя в футбол с быстрыми короткими передачами, который при Галицком стал отличительной чертой клуба, «Краснодар» доминировал в матче и был близок к победе, хотя в конце концов не справился с давлением в серии пенальти. Однако подобная игра в противостоянии с таким звездным соперником уже сама по себе была впечатляющим подвигом, особенно если учесть тот факт, что на поле вышли молодые футболисты, родившиеся еще тогда, когда футбольного клуба «Краснодар» вовсе не существовало.

Сыграть с мадридским «Реалом» в Юношеской лиге УЕФА – уже кое-что. Но если Галицкий добьется своего, то «Краснодар» вскоре повторит такой трюк уже во взрослой Лиге чемпионов – главном клубном турнире Европы. После продажи за 2,45 миллиарда долларов большей части пакета акций сети магазинов низких цен «Магнит», основанной Галицким 20 лет назад, он решил посвятить себя тому, чтобы сделать Краснодар одним из самых мощных центров влияния в российском футболе. 

Галицкий – не первый бизнесмен из России, решивший потратиться на футбольную команду. Однако вместо того, чтобы транжирить деньги на покупку дорогих иностранцев или просто взять и купить какой-нибудь английский клуб, он мечтает завоевывать титулы с командой, которая будет полностью состоять из своих воспитанников. 


В эпоху больших игроков на агентском рынке, огромных денег и девятизначных трансферных сумм, такая задача кажется из разряда невыполнимых. Если посмотреть на другие клубы, то даже «Барселона» всего лишь однажды в новейшей истории выпустила на поле всех воспитанников своей знаменитой академии La Masía. Но Галицкого все это совершенно не смущает. В 2008 году он начал буквально с нуля, потратив порядка 90 миллионов долларов на ультрасовременную базу клубной Академии, где круглогодично живут 320 юношей, играющих за «Краснодар» разных возрастов. Плюс к тому порядка 11000 детей со всего региона могут заниматься футболом в 27 специально построенных для этого манежах. 

Если Галицкий добьется успеха и на этом поприще, то это станет колоссальным толчком для российского футбола, находящегося в весьма прискорбном состоянии накануне проведения домашнего чемпионата мира – турнира, за которым будет следить огромная мировая аудитория. Нынешняя национальная сборная считается худшей в истории современной России со времен падения СССР. В последнем рейтинге, опубликованном ФИФА, она занимает 66 позицию (среди стран, которые примут участие на Кубке мира 2018, лишь у Саудовской Аравии показатели ниже). Хорошей подготовке к домашнему мундиалю также не способствует и наличие конфликта у тренера Станислава Черчесова и нескольких лидеров сборной. 

В России настолько остро стоит вопрос отсутствия доморощенных молодых талантов, что в стартовом составе национальной сборной, вполне вероятно, сыграют такие люди как натурализованный бразилец Марио Фернандес или 38-летний защитник Сергей Игнашевич. Местные же болельщики боятся того, что сборная не пройдет даже групповой раунд – до этого момента подобный конфуз случился лишь раз в истории чемпионатов мира. 

Две команды из числа участников российской Премьер-лиги сезона 2017/18 находятся на грани банкротства. Половина новых стадионов, построенных специально к Кубку мира, не примут матчи высшего дивизиона в следующем сезоне. Некоторые из них были возведены в таких городах как Сочи или Саранск, где есть могущественные чиновники, способные лоббировать свои интересы, но нет инфраструктуры для развития клубов серьезного уровня. 

Может ли путь, который избрал Галицкий, стать возможным выходом из подобной трясины? Его молодой клуб пока еще не выиграл ни одного трофея, и владелец осторожно принижает свои успехи: он уже несколько лет не давал больших интервью, также отказался говорить и с нами для этой статьи. Тем не менее, иногда он все же появляется на телевидении, чтобы поделиться своим видением будущего его клуба. 

«Все эти разговоры о том, что мы должны отдавать наших лучших футболистов за границу, чтобы на них смотрели иностранцы, – ужасны. Говорят, что у нас неправильная лига, неправильные люди… ну это настоящий позор», – заявил Галицкий в апреле этого года сразу после того, как объявил о замене опытного тренера «Краснодара» на уроженца этого города Мурада Мусаева, 34-летнего экс-наставника молодежной команды. 

«Я не хочу никаких тухелей или любых других иностранцев, – подчеркивал Галицкий, намекая на немецкого тренера, не так давно возглавившего ведущий клуб Франции «Пари Сен-Жермен». – Мурад из Краснодара, это очень важно, ведь мы теряем нашу идентичность». 


Мало кто в российском футболе не согласен с идеями Галицкого, но его критический взгляд также затрагивает интересы серьезных людей, управляющих футболом в стране. Помимо «Краснодара», лишь 4 команды российской Премьер-лиги являются частными. Власти некоторых регионов, напрямую владеющих клубами, пытались продать их местным инвесторам, но эта затея провалилась. «На всю страну есть только один Галицкий. Никто не будет покупать клуб и тянуть его всю жизнь. Спонсорство – это одно, но для того, чтобы по-настоящему управлять клубом, нужен человек, у которого много денег и который при этом будет настолько любить футбол, чтобы не жалеть на него средств», – говорит губернатор Калининградской области Антон Алиханов. В Калининграде в рамках Кубка мира сыграет свой матч сборная Англии, хотя местная команда, «Балтика», уже 20 лет находится вне элитного дивизиона. 

Общающийся с Галицким спортивный комментатор федерального телевидения Кирилл Дементьев является одним из тех, кто полагает, что другие клубы должны следовать примеру «Краснодара». «Нам нужно было делать то, что делал Галицкий, но ведь никто никогда этого просто не пробовал, – говорит Дементьев. Теперь Галицкий показал, что это возможно. Мы должны применить краснодарскую модель по всей стране». 

Галицкий, высокий поджарый мужчина с острым носом и копной седеющих волос, долго выбивался в большие люди. Он вырос в Лазаревском, пригороде Сочи, а свою родную фамилию, Арутюнян, сменил после женитьбы. Окончив университет, до открытия своего первого магазина «Магнит», он успел поработать в банке, а также продавал косметику.
«Конечно, у нас всегда были какие-то проблемы. Например, после того, как мы однажды открыли магазин в одном из городов, и отказались платить за «крышу», кто-то положил мне под дверь похоронный венок с запиской, подписанной «от местного братства». Кто-то кинул гранату в наш офис. Какие-то люди приходили в наш магазин с огнестрельным оружием», – вспоминал Галицкий в интервью, которое давал в 2011 году. 

Уже к 2008 году «Магнит», почти полностью отказавшись от московского рынка в пользу российской провинции, стал вторым российским ритейлером и начал размещать свои акции на Лондонской фондовой бирже. Такой рост его компании Галицкий связывал с серьезной работой над деталями. Чтобы справляться с большими российскими расстояниями и ужасными дорогами, он создал логистические системы, с помощью которых отслеживались запасы на складах магазинов в отдаленных друг от друга городах и проиводился тщательный подсчет поставок скоропортящихся товаров. В какой-то момент, «Магнит» снизил цену бананов всего на один рубль, при этом увеличив продажи на 100 тонн в день. 

Все это время Галицкий оставался в Краснодаре, не самом привлекательном малоэтажном городе с еще более худшими пробками, чем в Москве. Провинциальная ментальность, казалось, только подталкивала его вперед. Галицкий стал одним из очень немногих российских бизнесменов, сделавших состояние не на приватизации природных ресурсов по дешевым ценам или благодаря политическим связям. Также он входил в небольшое число крупных предпринимателей, что жили за пределами Москвы: он хвастался, что никогда не бывал в Санкт-Петербурге и говорил, что ему тяжело находиться в Европе больше одной недели. 

Кроме яхты, с олигархическим классом Галицкого связывает лишь одна общая история – любовь к футболу. Вдохновленный доминирующей над всеми «Барселоной» Пепа Гвардиолы, но убежденный в том, что его «Краснодар» может стремиться к чему-то еще более идеальному, Галицкий побуждал команду играть в замысловатый футбол на полях, состояние которых было едва ли лучше состояния большинства российских дорог. Обычно матчи вполне могли заканчиваться со счетом вроде 5-3. «Краснодар» всегда старался диктовать свою игру на поле. Если этого не происходило, Галицкий мог воскликнуть: «Почему это мы играем так?», – вспоминает не первый год болеющий за клуб Данил Шепетина. 

Спустя 10 лет после образования клуба, мы гуляем по территории Академии с ее главным тренером Александром Марьяновичем. С аллеями из богатых листвой зеленых деревьев, сверкающими на солнце зелено-серыми зданиями, весь комплекс больше походит на кампус в Силиконовой долине, чем на место, где живут и тренируются молодые футболисты. Дети занимаются с оборудованием, среди которого есть и робот-тренажер из Германии, один из весьма редких экземпляров. Этот робот ценой в 3,5 миллиона евро предназначен для того, чтобы отточить у молодых футболистов реакцию и технику.

 

Пока скауты других российских команд в массе своей находят молодых перспективных игроков в других регионах страны, в школе «Краснодара» около 2/3 составляют местные ребята. В Академии они получают полное среднее образование, включая изучение иностранных языков, математики и шахмат – еще одной страсти Галицкого. Тахир Холикбердиев, местный шеф-повар, также являющийся одним из самых видных поклонников «Краснодара», говорит: «Многие родители хотят видеть своих детей в этой Академии – даже если они и не станут профессиональными футболистами, то в любом случае выйдут оттуда умными, всесторонне развитыми молодыми людьми». 

Серб Марьянович соглашается. «Академия – это самая настоящая мечта. Мальчики пока еще не понимают, что они попали в самое лучшее место из возможных, – полагает главный тренер. Через 3-4 года, как считает Марьянович, 14-15 игроков основной команды будут составлять выпускники Академии. – Еще шесть лет назад за 20 минут матча с миланским «Интером» мы могли пропустить 4 безответных гола. Теперь же совсем другая история». 

 

Десять лет назад российский футбол был на высоте: национальная сборная добралась до полуфинала Евро 2008, санкт-петербургский «Зенит» завоевал Кубок УЕФА, а вскоре страна выиграла право на проведение чемпионата мира 2018. Сейчас последнее десятилетие кажется попросту потерянным. Лимит, обязывающий клубы выставлять в стартовых составах не менее пяти россиян, оказал отрицательный эффект на местных футболистов, карьера которых застопорилась и успокоилась благодаря зарплатам, намного превышающим те, что эти игроки могли бы зарабатывать в более конкурентных европейских лигах. «В 90-е годы денег в стране не было. Потом, как только они появились, мы извратили наших игроков огромными контрактами, вследствие чего они перестали прогрессировать. Тот рост был обязан повышению цен на нефть – но больше такого количества денег у нас не будет», – утверждает комментатор Дементьев. 

Успех «Магнита» подстегнул рост «Краснодара». В 2011 году клуб вышел в российскую Премьер-лигу после того, как другие команды второго по силе дивизиона отказались от участия в высшей лиге в силу финансовой несостоятельности. «Краснодар» же к тому времени Премьер-лигу себе уже мог позволить. 

После того, как планам Краснодара по проведению матчей чемпионата мира в городе сбыться не удалось (выбор был сделан в пользу Сочи), Галицкий потратил порядка 300 миллионов долларов на строительство собственного стадиона, выполненного в стиле римского Колизея. Арена с медиаэкраном, который опоясывает все верхние трибуны стадиона, массивными колоннами и высоким фасадом, а также камнем, который в свое время использовался при строительстве Колизея, была открыта в 2016 году. Рядом со стадионом также был построен парк, который все еще расширяется. Лужайки, спиральные холмы, амфитеатр, где показывают выездные матчи «Краснодара», пространство для скейтбордистов – каждый выходные парк заполняется гуляющими семьями вне зависимости от того, играет ли там команда или нет. 

Бывший главный тренер сборных Англии и России Фабио Капелло назвал базу клубной Академии «Краснодара» лучшей в мире, а во время Кубка мира там разместится сборная Испании. 

Атмосфера в дни домашних матчей «Краснодара» разительно отличается от той, что царит на других аренах благодаря скандально известным русским футбольным хулиганам. Всего несколько десятков так называемых «ультрас» поют свою песни на южной трибуне, но их заглушает куда более многочисленная группа детей из Академии. Галицкий даже пытался запретить болельщикам ругаться на трибунах матом, при этом вознаграждая хорошо ведущих себя выездных фанатов бесплатными билетами на матч в следующем сезоне. Также он выходил на диалог и с ресторатором Холикбердиевым, попросив его смягчить критические высказывания в адрес инертного центрального полузащитника «Краснодара» Юрия Газинского. 

Крупного телосложения мужчина с татуированными руками, – в том числе и с «тату» быка, символа «Краснодара» – и с бородой, достающей практически до груди, является одним из немногих поклонников клуба, выглядящих как хардкорный футбольный фанат. Но даже он признает: «Люди поддерживают «Краснодар» во многом потому, что мы играем в Премьер-лиге. Это хороший бренд». 


К 2014 году «Магнит» стал самой крупной частной компанией России, однако уже в первые месяцы после аннексии Крыма, президент Владимир Путин запретил импорт большого количества западных продуктов в ответ на санкции, отрезав тем самым и несколько миллиардов от рыночной стоимости компании Галицкого. 

Летом того года боссы ведущих российских клубов встретились, чтобы обсудить, стоит ли принимать крымские клубы в систему российского футбола. Стремясь проявить свой патриотизм, но опасаясь, что этот шаг повлечет за собой санкции в виде отъема у России чемпионата мира, руководители терзались вопросом, не лучше ли спросить у самого Путина, чего хочет он сам. 

Галицкий знал, что голосование «за» может сделать его явной мишенью для американских санкций. Он был готов пожертовать компанией – но только если Путин прикажет. «Я бы лучше проконсультировался с первым лицом страны. А пока я не готов похоронить результат моей работы за последние 25 лет, – сказал предприниматель, если верить утечке протокола заседания РФС, появившегося в прессе. – «Я готов пойти воевать за свою страну, но я не готов отрубать себе голову по дурацкой причине». В итоге, компромисс был найден в виде создания отдельного чемпионата Крыма. 

Однако в конце февраля этого года Галицкий, находившийся в состоянии нервного напряжения, продал «Магнит» дешевле рыночной цены. Проблемы копились в течении нескольких последних лет. Инвесторы жаловались, что Галицкий перестал проявлять должный интерес к повседневным операциям. За шесть месяцев до того, как он продал большинство своих акций госбанку ВТБ, акции компании упали вдвое. 

Некоторые вполголоса говорили о том, что это Кремль вынудил Галицкого пойти на этот шаг. «Самое близкое место к избирателям – это как раз дешевые супермаркеты в провинции», – сказал один бизнесмен. – В следующий раз, когда грянет кризис, власти просто силой заставят магазины снизить цены». Однако люди, знающие Галицкого полагают, что его настолько поглотил футбол, что он потерял интерес к «Магниту». «Ритейл – это история про драйв. А при Галицком в последнее время это было потеряно», – заявил один из банкиров. 

 

Теперь, когда бизнес остался позади, до каких пределов может дойти Галицкий в погоне за своей футбольной мечтой? Даже его горячие поклонники признают, что у «Краснодара» никогда не будет финансовой мощи, чтобы конкурировать с европейскими топ-клубами. «Галицкий – весьма жесткий переговорщик, с ним очень тяжело, когда дело касается трансферов, – говорит Герман Ткаченко, возглавляющий агентство, клиентом которого является игрок голеадор «Краснодара» и сборной России Федор Смолов. – Очень сложно поменять его видение футбола – но если ты хочешь попасть на следующий уровень, то нужно серьезно заплатить». 

Ткаченко, ранее работавший в руководстве махачкалинского «Анжи», ничем не примечательного дагестанского клуба, который в короткий срок взорвал трансферный рынок, потратив рекордные деньги на зарплату таких игроков как Самуэль Это’О или Роберто Карлос, предупреждает, что Галицкий может превратиться в «заложника своей собственной идеи с Академией». «Это для него своего рода убежище от больших трат. Однако он – гений. То, что он создал – беспрецедентно», – отмечает футбольный менеджер. 

Судя по всему, после окончания чемпионата мира Смолов покинет «Краснодар» и отправится в европейский клуб. Однако план развития клубной Академии только набирает обороты. В последнем матче молодежного первенства России для игроков не старше 21 года, «Краснодар» оформил чемпионский титул на глазах самого Галицкого. Публика численностью в 2000 человек, в основном состоявшая из занимающихся в Академии детей и их родителей, радовалась победе, а затем выстроилась в очередь к Галицкому, чтобы сделать с ним селфи. После финального свистка игроки начали бросать своих тренеров в воздух, а Галицкий отправился на поле, чтобы сфотографироваться вместе с командой-чемпионкой. 

«Они только что выиграли молодежный чемпионат, а через 3-4 года они могут выиграть и взрослую Премьер-лигу, – полагает Марьянович. – Но не трофеи мотивируют Галицкого. Он живет этими детьми. Он знает их с 12 лет. Такое счастье купить нельзя».

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте!

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Перейти в раздел arrow-right

Обсуждение

  • Вчера в 15:27 Арман Тео 3
  • 26.03.2024 rau vadim 4
  • 21.03.2024 Player 66 10
  • 27.03.2024 Fedor Hub 2
  • 22.03.2024 Manshtein 3