3000 р.

Реклама «Budwiser» возле памятника Ленину у «Лужников» - реалии современной России

apnews.com
25.07.2018
Футбол

Когда Ленин устраивал революцию, такого в планах у него не было.

Болельщикам, посетившим финальный поединок чемпионата мира между Францией и Хорватией, пришлось проходить мимо огромного памятника лидеру большевистской революции у входа на стадион «Лужники». А с обратной стороны к нему примыкал торговый павильон «Budwiser» с надписью, гласящей: «Пейте с умом сегодня – празднуйте завтра».


Это несколько отличается от того, что писал Ленин в 1917-м: «Никакая свобода не может удовлетворить массы, страдающие от голода».

«Мне кажется, Ленин так много раз переворачивался в гробу за последние 25 лет, что у него на трупе появились фрикционные ожоги», - говорит Кит А. Дарден, являющийся доцентом в Американском университете, располагающемся в городе Вашингтоне.

Спереди монумента находится еще один стенд, наполненный сувенирной продукцией чемпионата мира по футболу, включая балахоны за 6000 рублей ($96). На нем красуется реклама Visa.

«Ленину совсем бы это не понравилось», - уверяет Сергей Антонов, доцент Исторического факультета Йельского университета, который специализируется на истории России и Советского Союза после 1800-го года и мировой истории капитализма.

Будучи построенной в 1956-м году, арена изначально называлась «Центральным стадионом имени Ленина». Своим названием он был обязан псевдониму Владимира Ильича Ульянова – лидеру Октябрьской революции 1917-го года. 8-метровая бронзовая скульптура была создана Матвеем Манизером к Всемирной выставке EXPO-58 в Брюсселе, где она была установлена напротив павильона Советского Союза. К стадиону ее переместили в 1960-м и расположили на отполированном гранитном пьедестале, почти таком же высоком, как и сама статуя.

Стадион являлся местом проведения Олимпийских игр-1980, которые Соединенные Штаты бойкотировали после вторжения советских войск в Афганистан, а также матча Кубка УЕФА 1982-го года между московским «Спартаком» и «Харлемом», во время которого 66 зрителей погибли в результате давки.

Арену переименовали в «Лужники» в 1992-м, спустя год после распада Советского Союза. В 2008-м здесь проводился финал Лиги чемпионов, а в 2013-м – чемпионат мира по легкой атлетике, ну а к чемпионату мира на ее месте был воздвигнут практически полностью новый стадион, без беговых дорожек.

Путь до стадиона от станции метро «Спортивная» усеян рекламой партнеров и спонсоров ФИФА.

«Социализм и капитализм смешались воедино», - рассуждал Густаво Брисено, 35-летний болельщики из Мехико, стоя у памятника перед одним из матчей групповой стадии.

На Красной площади, в 8 километрах от стадиона и недалеко от мавзолея Ленина, ФИФА и местные организаторы возвели временную фан-зону, где транслировались матчи и присутствовали другие развлечения – c огромным количеством рекламных указателей. А еще неподалеку можно видеть бутики для высших слоев общества таких компаний, как «Cartier», «Hermes», «Tiffany» и «Versace».

«Здесь много разительных контрастов, - отмечает Маурисио Борреро, доцент исторического факультета нью-йоркского Университета Святого Иоанна, работающий над биографией советского голкипера Льва Яшина. – Конечно, вся эта диспропорция, контраст между очень богатыми людьми и теми, кто едва сводит концы с концами, волновавший Ленина в начале 20-го века, беспокоил бы его и сейчас».

«Думаю, в советские времена можно было увидеть, что такого огромного разрыва между очень богатыми, могущественными людьми, и большинством всех остальных, не существовало. Не сказать, что диспропорции не было вообще, но она была менее заметна».

Антонов, который родился в Москве и переехал в США в 1992-м году, рассказывает, что коммерция, включающая в себя малый бизнес, выживала и на протяжении большей части коммунистической эпохи.

«С ними не всегда обращались достаточно хорошо, и существовали всякие ограничения, но идея присутствовала постоянно, - говорит он. – частное предпринимательство в каких-то его проявлениях было дозволено всегда».

Дарден же отмечает, что в долгосрочной перспективе чемпионат мира может изменить представление о России со стороны отправляющихся сюда людей.

«Думаю, существует тенденция, по которой Россия видится страной с диктаторским режимом, очередями за хлебом и нищетой, а символом ее в каком-то роде является бабушка с метлой, - отмечает он. – в отношении России действительно присутствуют стереотипы, так что люди, которые поехали туда, встретили там намного более нетривиальное и динамичное общество в сравнении с той версией, которую им показывали по телевизору».  


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте!

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Перейти в раздел arrow-right

Обсуждение

  • 14.04.2024 Manshtein 1