3000 р.

Британский портал RFN заинтересовался возрождением «Алании». О чем любопытствуют англичане?

Журналист RFN и редактор Марк Боуэн встретился с Константином Дзиваевым и Батразом Тигиевым, новой пресс-командой «Алании», чтобы обсудить возвращение спящего гиганта российского футбола.

Лишь шесть команд когда-либо выигрывали титул российской Премьер-лиги, но одна из них теперь томится на третьем уровне российского футбола. «Алания» из Владикавказа регулярно банкротилась, не раз меняла название клуба и, кажется, провела последние два десятилетия в хаосе. Но клуб, основанный двумя британскими эмигрантами в далеком 1921 году, еще может привлечь 30 000 болельщиков на свой гигантский стадион у подножия гор Кавказа. В «Алании» считают, что они уже на пути к Лиге чемпионов.

«Алания» (Владикавказ) — клуб с богатой историей, образованный в 1921 году, который дважды становился вице-чемпионом в 90-е годы и стал чемпионом России в 1995. Но в последние годы клуб переживает трудные времена и оказался в первенстве ПФЛ. Что привело клуб к падению в третью лигу?

Б.Т .: В России футбольным клубам из регионов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, как правило, трудно оставаться на вершине. Главным образом потому, что почти все клубы получают государственное финансирование. В таких условиях ситуация нестабильна и зависит от многих факторов, а также желания главы региона оказывать или не оказывать финансовую поддержку клубу. 

Мы все видели, как российские клубы запросто исчезают с футбольной карты, такие как «Амкар» из Перми, «Сибирь» из Новосибирска и многие другие. 

Что касается «Алании», то за успехом 1990-х годов действительно последовал крах из-за ухода менеджера Валерия Газзаева и отставки Ахсарбека Галазова — президента Республики Северная Осетия. Он активно поддерживал команду, и мы во многом обязаны ему своим успехом в 90-х годах. 

Период, начавшийся в 2000 году, называется здесь «временем выживания». Был беспорядок с менеджерами, тренерами, различными владельцами и нестабильным финансированием, но клуб боролся, мы финишировали 14-ми или 13-ми в РПЛ. Мы выжили, но уход из Премьер-лиги в 2005 году был неизбежным. Затем мы потеряли профессиональный статус клуба из-за долгов по зарплате и многих других вещей. 

С тех пор у клуба тяжелые времена, у нас были яркие моменты, когда Валерий Газзаев вернулся на пост президента клуба и помог найти государственное финансирование. Компания «Русгидро» предоставила огромную сумму, примерно 40 миллионов долларов, на восстановление команды, но эти деньги не были потрачены эффективно, и команда во второй раз потеряла свой профессиональный статус. Сейчас мы переживаем ренессанс еще раз.

Команда вновь выходит из тяжёлого положения? Сейчас клуб находится в частной собственности?

К.Д.: Да, «Алания» сейчас на 100% в частной собственности, но я должен сказать, что, хотя мы являемся региональным клубом, здесь есть огромный потенциал, как мы видели в 90-х годах. 

При надлежащем управлении многие из тех ошибок можно было избежать. Опора на государственное финансирование была не просто проблемой «Алании», но проблемой российских футбольных клубов в целом. Оно не обязывает получать прибыль и быть ещё эффективнее во что бы то ни стало. 

Если система изменится в целом, все может быть иначе. В те времена у нас было много блестящих игроков и хорошая скаутская сеть, в которой находились талантливые игроки со всего бывшего СССР — из Азербайджана, Узбекистана, соседней Грузии и т.д. Леван Кобиашвили, Георгий Деметрадзе, Георгий Гахокидзе и Муртаз Шелия, которые позже уехал играть в «Манчестер Сити», тогда все играли за «Аланию». Эта скаутская система и наша отличная футбольная академия могли бы позволить клубу не только выжить, но и процветать. Но мы там, где мы есть, и, надеюсь, усвоили урок. 

Новые владельцы клуба — местные осетины, семья Гуриевых, у них есть деловые интересы в Красноярске. Владимир Валерьевич Гуриев — новый президент клуба, а его сын Данил Владимирович Гуриев — единственный акционер «Алании». Они имеют четкое видение развития клуба и внедрили новые методы внутреннего управления, начиная с создания академии с помощью местных властей и заканчивая планированием возвращения в российскую Премьер-лигу.

«Алания» (Владикавказ) немного похожа на «Атлетик» (Бильбао). В клубе, представляющим вашу республику, вы хотите, чтобы все игроки были осетинами или прошли через вашу академическую систему? Будете ли вы делать ставку в том числе и на легионеров?

Б.Т .: Последнее, хотя у нас есть связи со «Атлетиком». Они посещали нас три раза, и мы консультировались с ними по поводу создания нашей академии и правильного проектирования системы. В Стране Басков много футбольных школ, и лучшие ребята из этих школ отбираются в академию «Атлетика». 

Руководство нашего клуба хочет представить нечто подобное. Но, на мой взгляд, было бы ошибкой скопировать его на 100%. Я думаю, что мы уже упустили тот момент, когда наши местные мальчики горели страстью к футболу и отчаянно пытались пойти в нашу футбольную академию. В настоящее время у нас нет поколения игроков, на которых мы могли бы сформировать первую команду. В настоящее время 85% команды — осетины, и, конечно, все здесь хотят, чтобы команда состояла из местных игроков, но в сегодняшней реальности это невозможно. «Атлетик» сумел сделать это на своем уровне, но они не являются постоянными конкурентами для квалификации в Лиге чемпионов, а наши хозяева довольно амбициозны, они хотят видеть команду в Лиге чемпионов. Так что пример «Атлетика» хорош, но не практичен в течение следующих пяти, шести или семи лет из-за отсутствия настоящего футбольного поколения здесь.

Болельщики «Алании» на матче Кубка России против ЦСКА. Фото: Sputnik | Рамиль Ситдиков.

У вас было 15 000 болельщиков на первой домашней игре сезона, что очень редко встречается на третьем уровне российского футбола, и мы видели более 30 000 игроков на матче Кубка России с ЦСКА несколько месяцев назад. Является ли Владикавказ футбольным городом?

К.Д .: Да, это определенно футбольный город! Мы долгое время удерживали рекорд средней посещаемости за сезон, и «Зенит»  побил его, когда они открыли «Газпром-Арену». До этого долгие годы этот рекорд принадлежал «Алании»! Даже когда «Алания»  находится во втором или третьем дивизионе, люди здесь всегда приходят на матчи, чтобы поддержать клуб, любят футбол. В 90-х годах у нас был самый посещаемый стадион в Восточной Европе, и я думаю, если бы у нас был стадион большего размера, то рекорд все равно была бы нашим. Вообще юг России — это футбольная зона, и людям это нравится. Футбол и спортивные единоборства.

Кто самые известные игроки в истории региона?

К.Д .: Это очень субъективная тема, для меня лично и из всех игроков, которых я видел, Мирджалол Касымов был бы лучшим. Те, кто считает так, могут вспомнить его по матчу против «Ливерпуля». Я также хотел бы отдать должное Георгию Деметрадзе, Назиму Сулейманову и Левану Кобиашвили.

Б.Т.: Здесь, на юге, люди очень эмоциональны и любят праздновать. Поэтому я выбираю игроков, которые подарили нам праздник — Назима Сулейманова и Георгия Деметрадзе. Это два игрока с прекрасной техникой, дриблингом и поставленным ударом. Их игра была похожа на представление, настоящее шоу. Отмечу и Инала Джиоева — полузащитника и капитана команды. Когда он был на пике, то мог по-настоящему завести товарищей по команде, подбодрить, вел команду вперед. Он не был выдающимся футболистом, но его боевые качества были исключительными, он вел нас через 90-е, он был нашим Роем Кином.

Станислав Черчесов, Вениамин Мандрыкин, Сослан Джанаев и Владимир Габулов — российские голкиперы международного уровня из не очень далекого прошлого. Все они из Осетии и выступали за «Аланию». Что помогает вам воспитывать таких качественных стражей ворот?

Б.Т .: Я часто задавал себе этот вопрос. Вратарскую школу «Алании» не считают знаменитой. Но это факт — здесь воспитали ряд великих голкиперов.

К.Д .: Отсюда также новое поколение вратарей. Среди молодых парней отмечу Виталия Гудиева. Он родился в 1995 году и теперь выступает за грозненский «Ахмат». В 2011-2012 годах он играл за «Аланию», им интересовались «Атлетико» и «Милан». Дебютировал за «Аланию» против «Зенита», когда ему было всего 16 лет. Он парировал пенальти в исполнении Саши Кержакова, при чём надёжно сыграл и во второй раз, когда Саша попытался добить мяч в ворота! Лишь с третьей попытки форвард смог забить.

Виталий Гудиев отбивает удар Александра Кержакова в матче «Алания» - «Зенит» (2:3). Фото: ФК «Зенит»

Владимир Габулов закончил игровую карьеру, но он является довольно заметной фигурой во Владикавказе. Какова его роль здесь и сейчас?

К.Д .: После окончания своей игровой карьеры Габулов был приглашен на пост министра спорта Республики Северная Осетия. Он был одной из движущих сил, ратующей за возрождение «Алании». Как только проект начался, он стал участвовать, а затем стал президентом клуба. Всего месяц назад он покинул эту должность из-за разногласий с новыми владельцами, но он все еще участвует в процессе как советник местного правительства по вопросам развития футбола в регионе.

Так что же является движущей силой изменений, которые мы наблюдали в клубе в этом сезоне? У вас есть новый комплект, новая эмблема, развивается новый клубный магазин, чуть изменилось название команды и было объявлено об улучшении стадиона.

Б.Т .: Чтобы о нашем проекте узнали, мы должны сделать некоторые важные вещи. Нас должны заметить национальные СМИ, потому что в данный момент мы играем в третьей лиге, а ПФЛ почти никто и никогда не освещает. Я, руководство клуба и пресс-служба, ведомая Константином, постоянно ищем свежие идеи и способы предоставить информацию для национальных СМИ, чтобы люди заметили и запомнили клуб. Целое поколение молодых фанатов выросло, не зная, что такое «Алания». Они не знают, что «Алания» была чемпионом России, что соперники приезжали во Владикавказ с пониманием того, что просто здесь не будет. На нашем стадионе собиралось по 35-40 тысяч болельщиков, на стадионе царила лучшая атмосфера среди всех российских арен. Мы должны напомнить болельщикам об этом, но в то же время стремиться к нашей новой цели — возвращению в Премьер-лигу. И команда, и клуб прилагают все усилия для достижения этой цели, мы пытаемся заново сделать бренд «Алания» узнаваемым. Мы долгое время работали над выпуском нового комплекта формы и новой эмблемы. У нас было меньше месяца до первой игры после реформации клуба и прихода новых владельцев. Все произошло очень быстро, и нам удалось вовремя подготовиться. Были некоторые ошибки, но в следующем году у нас есть больше планов, которые мы надеемся реализовать. Сейчас в клубе новые люди, и мы надеемся, что будет много новых и интересных событий.

К.Д .: Теперь клуб пригласил настоящих единомышленников «Алании», чтобы руководить делами, начиная с топ-менеджера и заканчивая нами, рядовыми сотрудниками. Если взять меня и Батраза, в начале 2000-х мы были фанатами и организовывали выездные поездки для поддержки команды. Мы являемся частью основателей группы сторонников нашего клуба, Allon Franktae, которая по-прежнему живёт и здравствует сегодня. Я пошел на свою первую игру «Алании», когда мне было 7 лет, а с 17 лет полноценно болею за клуб. Батраз также побывал на более чем 50 выездных игр с командой. Важно, чтобы клуб состоял из людей, которые здесь не только для работы, но любят клуб и хотят, чтобы они побеждали. Когда команда выигрывает, мы считаем себя неотъемлемой частью этой победы, поэтому стремление к улучшению исходит от людей, которые искренне любят «Аланию»  и мечтают показать всей стране, что на самом деле означает имя «Алания», потому что это наш клуб.

Возвращение в Премьер-лигу невозможно без выступления в ФНЛ. Не боитесь ли вы сложного сезона там, проблем, связанных с длительными путешествиями, и игр, на которые придётся выходить с другим уровнем мотивации? Вы не скучаете по игре против всех своих местных соперников в региональном дивизионе?

Б.Т .: Нет. Если вы думаете, что матчи с «Анжи» или «Спартаком» из Нальчика для нас дерби, значит, вы ошибаетесь. Может быть для игроков это так, но по сути, на мой взгляд, это не настоящие дерби. У нас были такие сражения в сезоне Премьер-лиги 2010 года, когда там присутствовали все четыре местных команды — «Алания», «Спартак» из Нальчика, грозненский «Терек» и махачкалинский «Анжи», что было довольно интересно. Все мы — друзья, и между нами нет серьезного соперничества. В национальных газетах было много заголовков о «кавказском дерби», но у нас нет духа противостояния в регионе, от которого искры летят. Как человеку, который любит смотреть футбол, мне было бы интереснее смотреть матчи против «Балтики» или Хабаровска, чем против «Анжи». Что касается стоимости перелетов, расходов и т. д., я думаю, что новые владельцы справятся с этим, потому что они хотят вернуться в Премьер-лигу.

К.Д .: Оптимальный бюджет для команды, которая хочет выйти из ФНЛ в Премьер-лигу, составляет около 500 миллионов рублей или 8 миллионов долларов. Мы не боимся ФНЛ просто потому, что для нас это уже знакомо — и трудности, и соперники. Я также хочу сказать, что команда, которая у нас сейчас есть, уже способна войти в пятерку лидеров ФНЛ, особенно если мы укрепим 3-4 ключевые позиции. Недавно волгоградский «Ротор» приехал к нам играть в Кубке России в статусе лидера ФНЛ, но мы победили. И не просто победили, а переиграли по всем фронтам. Если мы можем так играть с лучшей командой в ФНЛ сегодня, то в следующем году сможем конкурировать в борьбе за выход в Премьер-лигу. Наши молодые игроки будут прогрессировать еще больше, а несколько хороших игроков мы собираемся приобрести для точечного усиления.

Б.Т .: Кстати, в соцсетях есть изображение, на которой собрана статистика победных серий команд по всему миру. И «Алания» на первом месте! У нас было 13 побед подряд во всех турнирах до зимнего перерыва!

16 ноября 1996 года. Санкт-Петербург. «Спартак» - «Алания» (Владикавказ) - 2:1. Фото Дмитрий Солнцев, "СЭ".

Если не «Анжи» и не нальчикский «Спартак», кто главный соперник «Алании»? Встреча с каким соперником важна как исторически, так и сегодня?

Б.Т .: Для меня, как для болельщика, это — «Спартак» (Москва), они меня раздражают! Но это односторонние отношения, потому что они не знают, кто мы такие. Но в 1990-х в каждом матче с ними было что-то особенное: красные карточки, пенальти, драки. А потом был печально известный «Золотой матч» — дополнительный поединок в сезоне, который принёс титул москвичам в 1996 году. Был «Ангушт» — принципиальный соперник из Ингушетии, соседней республики. Мы играли против них в нижних дивизионах, и часто были неприятности и драки с не очень приятными событиями. Но этой команды больше нет, а мы все еще живы!

К.Д .: Однозначно «Спартак» (Москва). Это воспоминание из детства. Было очень обидно в 1996 году, когда мы были лидерами во всех отношениях, но не стали чемпионами. К концу сезона правила изменили, учредили «Золотой матч», в котором «Спартаку»  помогли принять участие феноменальные результаты в концовке сезона. Если бы не это, «Алания» сохранила титул и была бы двукратным чемпионом России. К тому же матч прошёл в Санкт-Петербурге, на севере, а мы — южная команда. Это было нечестно и помешало нашим фанатам отправиться на выезд. Тогда матч можно было сыграть в Ростове или Волгограде. Но так сложилось, что после изменения правил нам пришлось сыграть выездной матч за титул. Эта обида все еще жива в сердцах болельщиков и всегда будет жить, поэтому, когда мы играем против «Спартака», игра получается драматичной.

Ваше фото с командой на фоне гор стало «вирусным» в соцсетях. Это была ваша идея?

К.Д .: На одном из совещаний по планированию я просматривал фотографии нашей предыдущей команды, которые были сделаны на стадионе, и подумал, что наш стадион довольно старый и не идеален для фотографии, поэтому мне пришла идея сделать фото на фоне гор. 

Я очень люблю наш город, часто гуляю по нему. Я против высотных зданий, которые закрывают вид на горы. Люблю и ценю эти виды, которых нет ни в Париже, ни в Риме, ни где-либо еще. Кавказские горы - наша особая достопримечательность, но фото команды на фоне гор не встретило общего энтузиазма, на который я надеялся. По сути, все наши местные жители привыкли видеть горы и не считают это чем-то особенным. 

Никто в клубе не ожидал общественного интереса, который мы вызвали этим фото. Я потратил много времени на организацию, и когда мы ехали в горы, моя машина сломалась и начала скатываться вниз, мне пришлось выскочить, чтобы не допустить её падения с горы! Фото выполнил профессиональный фотограф Кирилл Чеходаров, снимок вызвал большой интерес со стороны российской и международной прессы и футбольных блогеров. 

У нас есть фирменная осетинская выпечка и Кавказские горы, теперь в качестве местного бренда мы хотим добавить и «Аланию» (Владикавказ) в этот список! Надеемся, что, помимо привлечения внимания к команде, такие вещи могут помочь развитию нашей туристической индустрии, Владикавказ — отличное место для посещения.

Б.Т .: Всякий раз, когда мы обсуждаем какие-то идеи или вещи, которые мы хотим сделать, Костя всегда напоминает нам, что, хотя мы играем на третьем уровне, мы должны работать на уровне Премьер-лиги, мы не должны продавать себя дешево! Было и удивительное совпадение. В тот день, когда мы опубликовали фотографию нашей команды в социальных сетях, швейцарская команда «Сьон» опубликовала аналогичную фотографию. Но мы были первыми, а этот случай можно охарактеризовать, как случайное совпадение.

«Вирусное» фото «Алании», которое вызвало резонанс в соцсетях.

Что касается изменений, которые мы видели, то в прошлом сезоне клуб выступал под именем « Спартак Владикавказ», но в этом сезоне снова стал «Аланией», однако, «Спартак» по-прежнему играет в том же дивизионе. Можете ли вы объяснить это для непосвященных?

Когда «Алания» возродилась в начале сезона, сменив название «Спартак», было принято решение сохранить команду «Спартак» (Владикавказ), которая будет жить за счет местного государственного финансирования. Этот клуб по сути является нашим фарм-клубом, нашей версией «Зенита-2» или «Спартака-2», возраст первых игроков команды составляет около 16 или 17 лет, и мы надеемся, что парни, которые преуспеют там, выступят за «Аланию» в будущем. «Спартак» находится на последнем месте в лиге, но был конкурентоспособен, и игроки там играли в местных лигах в прошлом сезоне. Хотя обе команды сейчас играют в одном дивизионе, мы надеемся, что «Алания» вырастет. «Спартак» же останется в ПФЛ, поэтому в следующем сезоне не будет конфликта интересов.

Каким вы видите будущее клуба, и есть ли у вас послание для тех, кто читает это?

К.Д .: Мы стремимся к тому, чтобы «Алания» была в Премьер-лиге. В 2021 году клубу исполнится 100 лет. Я надеюсь, что в этом году «Алания» вернется в российскую премьер-лигу. Я бы хотел, чтобы команда развивалась как на футбольном поле, так и за его пределами. Хочу, чтобы мы обучали молодых игроков и развивали и нашу собственную академию, и скаутскую службу, чтобы расширить маркетинговую и PR-сторону клуба, чтобы мы всесторонне развивались. Мы надеемся, что наши новые владельцы будут с нами в течение длительного времени. Верю, что, как только команда будет сформирована, клуб будет полностью финансово независимым и не будет требовать денежных вливаний со стороны владельцев. Мы должны развивать талантливых игроков и продавать их. Это лучшая цель для амбициозного клуба.

Кроме того, мы — один из шести клубов, выигрывавших титул чемпиона России, и теперь мы вернулись! Мы планируем реконструировать наш стадион. Эта арена будет местом, куда соперники будут приезжать для тяжелейших сражений, а болельщики, особенно те иностранные болельщики, которые читают это, смогут посмотреть яркий и запоминающийся футбол.

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Перейти в раздел arrow-right

Обсуждение

  • 14.04.2024 Manshtein 1