3000 р.

«Краснодар»: первая футбольная жертва или символ русской стойкости? Mozzart Sport о переменах у «быков»

Когда Россия запустила свою военную операцию в Украине, стало понятно, что уже ничего не будет так, как прежде. Начались серьезные события, в результате которых умирают люди. Многие из которых – невинные.

Спорт тоже расплачивается за все это. Мы, сербы, знаем, о чем речь. Мы помним, как расплачивались за это наши спортсмены, национальные сборные и клубы – в годы, которые были едва ли не самыми славными в истории нашего спорта. Когда наши футболисты и баскетболисты были сильнее некуда, «Црвена Звезда» брала Кубок европейских чемпионов, «Партизан» считался одним из лучших баскетбольных и ватерпольных клубов континента, а «Пролетер» находился в шаге от победы в гандбольной Лиге чемпионов.

События в Украине привели к тотальному бану российского спорта. Русских команд больше нет практически ни в одном международном соревновании. Им остается только играть друг против друга. И страдать из-за политики. Как однажды сказал Предраг Миятович: «Почему спорт должен платить за это, если он полезен для здоровья?»

Самую дорогую цену, видимо, заплатит футбол. Маловероятно, что «Зенит», «Спартак», ЦСКА и все остальные будут столь же конкурентоспособны, как раньше. Многие зарубежные футболисты и тренеры уже собрали чемоданы и покинули Россию, остальные – находятся в стадии подготовки к этому.

Кто-то искренен в своих мотивах, кто-то – лицемерен. Одни остаются из-за хороших результатов, другие – убегают из-за плохих, используя украинскую историю в качестве предлога. Посмотрите, например, на немецкий проект в «Локомотиве»: мы видели, как Ральф Рангник относился к команде еще до начала известных событий, а его соотечественники – Томас Цорн и Маркус Гисдоль – только дожидались повода для побега, загнав клуб в яму как по футбольным результатам, так и по финансовым.

С другой стороны, есть немецкий тренер Сандро Шварц, не думающий покидать московское «Динамо», с которым он близок к тому, чтобы сотворить чудо. Бело-голубые находятся не так далеко от возможности завоевать титул, на что перед сезоном никто не надеялся. В тандеме с Желько Бувачем Шварц создал команду, способную сместить с трона «Зенит». Похоже, многие моральные дилеммы все же решает результат и место в таблице, а также какой-нибудь щедрый бонус, прописанный в контракте.

Но реальность такова, что российскому футболу в любом случае грозит массовый исход игроков и тренеров. Пока самой большой жертвой случившегося стал «Краснодар». 

Кто-то сомневается, что «Краснодар» сумеет пережить эту военную спецоперацию. Но кто-то видит в этом клубе возможный символ сопротивления санкциям и изоляции.

«Краснодар» – это новая футбольная история, начавшаяся всего 14 лет назад. С клубом работал сербский наставник Славолюб Муслин, тренировавший команду в ее первый сезон в российской Премьер-лиге. За проектом стоят средства местного миллиардера Сергея Галицкого.

Родившийся рядом с курортом Сочи, где любит отдыхать Владимир Путин, Галицкий является одним из самых богатых россиян. И архитектором своего клуба.

Галицкий прославился как основатель и владелец «Магнита» – одной из крупнейших сетей розничных магазинов в России, стоимость которой в 2014 году оценивалась в невероятные 30 миллиардов евро.

Свое футбольное детище он также создал с нуля. За 10 лет Галицкий вложил в главную команду около 300 миллионов долларов. 300 потратил и на стадион-шедевр, вмещающий 35 тысяч зрителей, а еще 90 миллионов ушли на строительство на клубной академии. Денег он не жалел.

Галицкий – один из немногих российских миллиардеров, который хотел жить не в Москве, а в своем родном крае, а еще он был любимцем западных деловых партнеров. Четыре года назад он вовремя продал «Магнит» государственному банку ВТБ, оставив свое время только для футбола и винного бизнеса.

Ему не удавалось покончить с доминированием «Зенита» и московских клубов, но он все ближе подходил к вершине, а полтора года назад впервые увидел своих любимцев в Лиге чемпионов. Он всерьез угрожал традиционным силам российского футбола.

За сезон 2021/22 Галицкий потратил более 30 миллионов евро на усиление команды, в том числе на приобретение Джона Кордобы за 10,5 миллионов. В борьбе за титул «Краснодар» не участвовал, но за еврокубки бился.

А потом началось то, что началось. Осажденный Мариуполь находится примерно в 250 километрах от Краснодара, и высокооплачиваемые иностранцы, выступавшие за «быков», не захотели рисковать и уехали.

Первой потерей стал немецкий наставник команды Даниэль Фарке. За этим последовал исход зарубежных лидеров и игроков основы. Бразилец Вандерсон, проведший в клубе 5 лет, вернулся на историческую родину, подписав соглашение с «Интернасьоналом»; опытные Классон и Кабелла расторгли контракты и все еще ищут новый клуб; Гжегож Крыховяк тоже собрал чемоданы и перешел в греческий АЕК; парагваец Алонсо вернулся в «Атлетико Минейро».

Всего с начала военной операции «Краснодар» покинуло 9 иностранцев и все зарубежные представители тренерского штаба. Команду возглавил Александр Сторожук, работавший в системе клуба 4 года. В первом же матче под его руководством обескровленные «быки» победили «Урал» со счетом 2:1. Некоторые совсем юные воспитанники академии, как 17-летний Дмитрий Кучугура, также начали получать шансы проявить себя.

Затем последовал визит в Москву, где «Краснодар» встречался со «Спартаком». В условиях закрытого городского аэропорта, «быки» были вынуждены ехать 5 часов на автобусе, после чего их ждал трехчасовой полет в столицу. Команда даже не успела провести предматчевую тренировку в Москве.

«Спартак», в свою очередь, спокойно тренировался, находившись в хорошем состоянии после убедительных побед над московским «Динамо» в чемпионате и «Кубанью» – в Кубке страны. Да и о прошлогоднем визите «Краснодара» у красно-белых оставались теплые воспоминания – в прошлом марте спартаковцы разгромили «быков» со счетом 6:1.

С девятью россиянами, а также белорусом Мартыновичем и армянином Сперцяном в основе, «Краснодар» шокировал «Спартак», выступавший в сильнейшем составе. При всех несчастьях, выпавших на долю «быков», они переиграли соперника и по голам, и по владению мячом. По классическому обычаю, московский клуб начал жаловаться на судейство, что вызвало критику даже со стороны благосклонных к красно-белым СМИ, отмечавших, что нельзя прикрываться подобным образом при поражении от уставшей и ослабевшей команды.

 



В одночасье «Краснодар» стал всеобщим любимцем в российском футболе. Галицкий раньше часто упрекал СМИ за то, что они всегда фокусировались на московских клубах и «Зените», обращая мало внимания на его творение. Теперь «Краснодар» внезапно для себя стал символом упорства и сопротивления. Доказательством той самой русской стойкости, когда вытерпеть можно все.

Никто не знает, сколько еще протянет российский футбол в своем нынешнем виде. Пока гремят военные фанфары, спорт в стране будет страдать.

Некоторые цитаты при переводе были изменены для соответствия новым законам РФ 

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Перейти в раздел arrow-right

Обсуждение

  • 26.03.2024 rau vadim 4
  • 21.03.2024 Player 66 10
  • 19:10 2
  • 22.03.2024 Manshtein 3