«Нам бы там понравилось…» - североирландский журналист о поездке в Россию
Когда я сидел в поезде «Аэроэкспресс», который вез меня в аэропорт Домодедово прошлой ночью, вскоре после того как Франция подняла Кубок мира, сознание отправляло меня на 8 месяцев назад, в мокрый ноябрьский вечер.
Мне вспоминался вестибюль гостиницы в Базеле, после матча плей-офф Северной Ирландии против Швейцарии. Ничья 0:0, которая положила конец нашим надеждам на квалификацию.
Когда к группе болельщиков начало приходить осознание произошедшего, они начали искать утешение своей боли в сердце.
В любом случае, особого удовольствия это не доставит, говорили они. Там будет не так, как на Евро. Россия – это не Франция.
Подобное восприятие, наверное, было объяснимым. И такое мнение являлось популярным перед турниром.
Опасения по поводу расизма, хулиганства и дипломатических конфликтов омрачали подготовку к чемпионату, как никогда ранее.
Тем не менее, в течении последнего месяца реальность оказалась совсем иной.
Чемпионат мира «Россия-2018» открыл окно в страну с богатой культурой и историей, а также неукоснительно добрыми и дружелюбными людьми.
Это чудесные характеристики для турнира, который, если принимать в расчет лишь спортивную составляющую, и так можно назвать лучшим в современной эпохе.
С того момента, как Испания уволила своего тренера еще перед матчем-открытия, и до позавчерашнего финала со сценами торжествующих французских футболистов, хватающих флаги в порывах бесконтрольной радости, это был настоящий театр.
«Россия-2018» запомнится нам хет-триком Криштиану Роналду в матче против Испании, а также поразительным голом Лионеля Месси в ворота нигерийцев.
Мы будем вспоминать о блестящем индивидуальном мастерстве Килиана Мбаппе в матче против Аргентины, и камбэк Бельгии в поединке против Японии.
Это был чемпионат сюрпризов – со взлетом России и падением Германии.
На протяжении какого-то времени английский футбол возвращался домой – а потом англичане поняли, что вместо футбола домой едут лишь они сами.
Ну и вчерашний подобающий финал, проходящий в грозу, стал самым результативным за последние 52 года.
Определяющими на чемпионатах мира зачастую становятся какие-нибудь гениальные действия, но данное первенство прежде всего характеризуется цветовым разнообразием людей и действом, устроенным ими.
В Москве они собирались на Красной площади, где в 1980-х проводились парады с демонстрацией ядерных ракет – а на протяжении последнего месяца это место превратилось в площадку для одной большой вечеринки.
Позавчерашним жарким утром хорватские и французские болельщики собрались вместе, чтобы пофотографироваться, обменяться объятиями, воспоминаниями и историями.
Такой же фактор комфортности присутствовал и в других городах-хозяевах, от Калининграда на западе до Екатеринбурга – самой восточной точки чемпионата.
Понятное дело, турнир в России подразумевал множество переездов.
Это означало поезда со спальными вагонами, рейсы отправлением в 4 утра, поездки на такси по перегруженным городам. Westlink возле Дублина в час-пик – ничто, в сравнении с московским трафиком в полночь.
Москва также подарила возможность поездить на метро по сети красивых станций (на одной из них проводилась целая экскурсия) с мраморными колоннами и бесконечными эскалаторами.
В этих путешествиях болельщики сближались друг с другом, находя такие общие темы как футбол, истории, случающиеся в поездках, а также воспоминания, которые отложатся в памяти на всю жизнь.
Два момента стоят для меня особняком.
Первый – попытка уехать со стадиона «Лужники» после поединка между Мексикой и Германией в стартовый уик-энд.
Спустя несколько часов после финального свистка на находящейся неподалеку станции метро «Спортивная» по-прежнему было не протолкнуться.
Сотни мексиканских болельщиков, пребывавших в радостных чувствах после неожиданной, но заслуженной виктории со счетом 1:0, праздновали прямо на платформе.
По обе стороны от них поезда отправлялись пустыми, потому что болельщики предпочитали веселиться, вместо того, чтобы ехать по домам.
Второй момент имел место в Самаре, за день до матча англичан против шведов.
Я заблудился в поисках своего отеля, не мог найти такси и зашел в магазинчик, чтобы попросить помощи.
Женщина, которая говорила лишь по-русски, вызвала свою коллегу, владеющую английским, которая позвонила двум своим друзьям. Те отвезли меня прямо до двери отеля, приложив все усилия для того, чтобы я оказался именно в том месте, которое мне нужно.
Когда я попытался заплатить им за 15-минутную поездку, они отказались и ничего с меня не взяли. Такие истории были в России обычным делом.
Все люди возвращаются домой из России со своими собственными воспоминаниями.
При всей теплой атмосфере, сопровождавшей последний месяц, можно было легко забыть, какой скептицизм окружал начало турнира.
И настолько запоминающийся чемпионат мира не должен становиться причиной превратного истолкования таких серьезных вопросов, как проблемы с демократией, правами человека и свободой слова.
И все же, в течение этих 4-х чудесных недель, мы увидели Россию в лучшем свете – эта страна красива, приветлива и очаровательна.
И это было намного важнее, чем фестиваль голов и футбольного триумфа длиною в месяц.
Спустя 8 месяцев после того вечера в Базеле, стало очевидным, что нам бы там понравилось.
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте!