Футбол
10.03.2019

«13 часов в воздухе, чтобы сыграть один матч чемпионата» – испанский сайт о противостоянии самой западной и восточной команд ФНЛ

Источник: www.marcadorint.com

Существуют разные виды путешествий. Есть те, где главное – это конечный пункт назначения, а есть и другие, в которых куда бóльшее значение имеет сам процесс. Десятки лет многие люди, привлеченные историей о Транссибирской магистрали, мечтали проехать от края до края России. Но легендарный поезд, что идет до Владивостока, такой возможности не предоставляет, ведь отправляется из Москвы. Чтобы пересечь самую большую страну в мире вдоль, лучше быть футболистом и подписать контракт с «Лучом» или «Балтикой» – командами, которые один раз в году отправляются в самое дальнее путешествие в рамках профессионального футбола России. 

Русские всегда смотрели в сторону Европы, стараясь и учиться каким-то вещам, и демонстрировать свои ценные качества. Писатели изучали французский язык, цари приглашали итальянских архитекторов и немецких военачальников. Однако одновременно с этим Россия впитывала в себя и восточные культуры, которые с течением времени стали неотъемлемой частью гигантской страны, на художников которой большое влияние оказывало как искусство, так и легенды проживавших в Сибири народов. В 16-м веке русские уже добрались до восточных земель, постепенно выстраивая самую большую по площади страну в мире. В итоге они дошли почти до предела, не имея возможности углубиться дальше. Там и был воздвигнут основанный в 1860-м году Владивосток.

Расположенные у западной и восточной границ страны Калининград и Владивосток, соответственно, на протяжении десятилетий были закрытыми городами в силу своей большой ценности для военных нужд. Владивосток не обособлен от остальной части страны, как Калининград, хотя и остается в тени Китая. В городе, в советское время скрытом от глаз иностранцев, поскольку он служил одной из главных баз для советского военно-морского флота, играет созданный в 1958-м году самый восточный профессиональный клуб страны «Луч-Энергия». 

В советские времена «Луч» никогда не добирался до высшего дивизиона, а первые заметные успехи у него случились в «шестидесятые», когда команда осталась в шаге от выхода в 1/8 финала Кубка СССР. Тогда дальневосточники со счетом 1:2 уступили московскому «Динамо» Льва Яшина в первом по-настоящему большом матче с участием столичной команды в этом городе. Более 40 тысяч человек переполнили маленький стадион клуба, который позже сумел выйти во второй дивизион, однако так никогда и не познал вкус высшей лиги советского чемпионата. 

В футбольную элиту страны «Луч» попал уже после исчезновения СССР, сыграв в высшем дивизионе России в 1993-м, а также в период с 2006 по 2008 годы. Под дальневосточников приходилось подстраивать календарь – в противном случае было тяжело готовиться к матчам из-за перелетов. Размеры России предполагают сложности подобного рода: наличие гигантской территории создает трудности в деле создания календаря, который понравился бы всем. Футбол в этой стране исторически был делом городов, находящихся в европейской части страны. Отправиться же в далекий Владивосток – все равно что в Пекин или куда-нибудь в Корею, хотя сам этот город с культурной точки зрения куда ближе к России и Европе, чем к своим азиатским соседям. 

Испанский специалист Франсиско Аркос, в свое время тренировавший «Луч», рассказывал в интервью «El País», как ему работалось в таких условиях: «У нас была 7-часовая разница с Москвой, лететь до которой было 9 часов. Мы вылетаем в 2 часа дня по местному времени, приземляемся в столице, когда там 4 часа дня, но для нас это уже 11 вечера. Когда ты отправляешься с запада на восток страны, больших проблем с адаптацией не возникает, но вот когда летишь в обратном направлении, то просто не можешь составлять план тренировок на завтра, ведь у игроков проблемы со сном». 

Последние годы «Луч» находится в нижней части турнирной таблицы второго по силе дивизиона страны, стараясь избежать вылета в третью лигу. Причина таких результатов кроется в нехватке финансовых ресурсов у являющегося собственностью Приморского края клуба. Да, владеет «Лучом» не частный спонсор, а местные власти, поскольку считается, что наличие футбольной команды поднимает престиж того или иного региона. Это обычная история для многих русских клубов из провинции. В 2018-м «Луч» оказался под угрозой банкротства, однако руководство региона добилось того, чтобы команда получила помощь от двух компаний из Владивостока. Так было гарантировано ближайшее будущее «тигров» – прозвище, которое клуб получил в честь обитающих в тех краях прекрасных животных, находящихся под угрозой вымирания.

В ближайшем туре «Лучу» предстоит встретиться с «Балтикой» из Калининграда – тоже собственностью региональных властей. Встреча этих команд по-прежнему подразумевает самое далекое расстояние между городами, которое нужно преодолеть, чтобы сыграть официальный матч в рамках чемпионата России. Калининград – город, располагающийся на небольшом кусочке принадлежащей России земли между Польшей и Литвой. В 7 372 километрах от Владивостока. 

То, что они играют друг против друга, – результат пируэтов, которые порой выкидывает история. Еще 200 лет назад ни Калининград, ни Владивосток не были русскими. Владивостока, собственно, и не существовало: город был основан в регионе, где не было ровным счетом ничего, кроме нескольких корейских рыбаков. С Калининградом же совершенно другая ситуация: бóльшую часть своей истории он принадлежал Германии. Победивший во Второй мировой войне Советский Союз стал хозяином этого города в 1945-м, назвав бывший Кенигсберг в честь стоявшего у истоков создания СССР Михаила Калинина. Немцев из Калининграда изгнали, город наполнили военными и чиновниками, многие не затронутые бомбардировками германские здания разрушили (например, Дворец Советов был построен на месте уничтоженного средневекового замка). Государство пошло дальше, стараясь стереть из истории Калининграда имя одного из самых знаменитых сынов Кенигсберга – немца Иммануила Канта. 

Калининград – город с огромным стратегическим значением, ведь его нахождение в своем составе позволило сначала Советскому Союзу, а потом и России получить прямой выход в Балтийское море. Это жизненно важный порт. Сейчас он мало чем напоминает город, история которого идет из Средних веков, хотя и сохраняет какую-то часть той культуры. Москва же продолжает вкладываться в Калининград, четко давая понять, кому он принадлежит. И в этой сложной игре также задействован футбол.

Калининград был выбран одним из городов, принимавших матчи мундиаля, хотя до того местный клуб, «Балтика», играл на старом стадионе, а на ее игры в среднем собиралось лишь 4 тысячи зрителей. Построив инфраструктуру к чемпионату мира и замечательный новый стадион вместимостью 35 тысяч человек, власти России подписали своеобразный общественный договор с жителями региона, который после разрушения СССР испытал на себе серьезный экономический, кризис, безработицу и приток наркотиков, оставшись отдельным кусочком между государствами, что уже не являются союзниками.

«Балтика» лишь два сезона выступала в высшей лиге российского футбола – этот период пришелся на середину «девяностых». В последнее время клуб сопровождали разные коррупционные истории или скандалы вроде просочившейся в прессу информации о том, что местные власти не хотят допустить ситуацию, при которой «Балтика» вышла бы в Премьер-лигу, поскольку не желают вкладывать в нее еще больше денег. Но это происходило в тот год, когда команда шла высоко. В сезоне нынешнем, который «Балтика» проводит на новом стадионе, средняя посещаемость игр выросла до 10 тысяч болельщиков, однако задача команды пока состоит лишь в том, чтобы просто не вылететь из второго дивизиона.

Автор: betico310

Источник: www.marcadorint.com