Психиатр о случае Тутберидзе: «Такие методы делают из фигуристов марионеток»

Врач–психиатр госпиталя Тохоку Кономи Кимура, работавшая с параолимпийской сборной Японии по футболу слепых и футбольной академией Real Madrid Foundation, разобрала случай российского тренера по фигурному катанию Этери Тутберидзе, которая известна своей феноменальной работой только с очень юными спортсменками, а все ее повзрослевшие чемпионки рано или поздно пропадают со спортивного радара.

«Тренер может по разным причинам не обращать внимания на спортсменов, перешагнувших определённый возраст. С одной стороны, это может принести пользу, если является уроком по созданию мыслительной цепочки и позитивного мышления для самоутверждения личности в период развития мозга и учит самостоятельно думать о смысле и методе тренировок.

Евгения Медведева перестала находить общий язык с Тутберидзе после Олимпиады в Пхенчхане и переехала в Канаду, а Алина Загитова, проиграв конкуренцию более юным девушкам, приостановила карьеру

Тем не менее, если до этого занятия проходили только в приказном тоне, спортсмен посчитает, что его забросили. Корнем всех проблем между учеником и тренером являются их «тесные взаимоотношения». Такое общение вызывает зависимость. В частности, когда тренер работает с учеником один на один, такие тандемы зачастую разваливаются.

Люди склонны привязываться. Не видя ничего, кроме школы и дома, секцию фигурист будет воспринимать по-особенному. И естественно, что желание угодить своему тренеру тоже усилится, создавая психологическую ловушку. Чем сильнее у подростка потребность во внимании окружающих, тем легче им управлять, однако вместе с этим уменьшается его осознание собственной ценности. В дополнение к редкому выходу за пределы своего мира, ставка спортсмена на тренера, которого он уважает, приводит к идее о незаменимости наставника. Перестав получать должное внимание, спортсмен считает, что его бросили, и уходит.

Юлия Липницкая ушла из спорта из-за анорексии, которой страдала несколько лет

В спорте выигрывает только тот, кто борется. Поэтому первым делом тренер должен обучить фигуриста независимости. Иначе после сокращения времени обучения спортсмен не решится на самостоятельный шаг и вырастет марионеткой своего наставника. Если это происходит, даже собственное тело перестает принадлежать спортсмену. Когда на глазах у юных атлетов из группы уходят взрослые фигуристы, это рождает беспокойство о будущем и провоцирует проблемы с расстройством питания.

Расстройство питания – это большая беда в спорте. Фигуристам важно научиться иметь собственное мнение и обдумывать для себя необходимость контроля веса и сложных прыжков, задавая себе вопросы, например, «Как моя форма повлияла на исход соревнования?» и «Не лучше ли отложить прыжки на какое-то время, так как они становятся сложнее?». Сбрасывая вес по указке, спортсмен делает это не ради себя, а ради тренера, чтобы не разозлить. Приказы лишь создают желание их игнорировать», - заявила Кимура.