Французский хореограф Бенуа Ришо поделился в беседе с «ИноПроСпорт» своим впечатлением от катания российских фигуристок Анны Щербаковой и Алены Косторной на Гран-при Франции, рассказал о сложности олимпийского сезона и затронул тему возраста в женском фигурном катании.
 
- Для меня стал сюрпризом тот факт, что Анна и Алена приехали во Францию с тремя совершенно новыми программами. Очень необычно, что основные представители страны-лидера по фигурному катанию в ноябре столь важного сезона перед Олимпийскими играми, меняют программы. Не припомню, чтобы кто-то так рисковал в прошлом.

Травмы сейчас также очень сильно влияют на расстановку сил перед олимпиадой. Я очень сожалею, что Даша Усачева и Саша Трусова травмированы, а Саша к тому же выступала на Skate America уже с серьезной травмой. Все эти события добавляют азарт и драму: травмы, огромное количество невероятно талантливых российских фигуристов, и мы, как зрители, действительно не знаем, какой будет итоговый расклад. И это хорошая новость для нашего вида спорта: именно это делает его интересным - осознание того, что в процессе борьбы будут сюрпризы. Как видим, это определенно олимпийский сезон - результаты, баллы - все выглядит немного по-другому, чем мы все ожидали.

Мне также приятно и радостно видеть, что Лиза Туктамышева - полноценная соперница в происходящей борьбе; если она и дальше продолжит в том же духе, то может стать одним из лидеров сборной России. В этой связи очень интересен контраст между поколениями фигуристок - их стиль и опыт совершенно разные. Туктамышева представляет совсем другой мир и неожиданно оказалась там, где находится сейчас. Только подумайте - ее первый титул чемпионки России был завоеван в 2013 году, и по-прежнему она остается реальной силой, с которой нужно считаться. Приятно видеть эту дихотомию и разнообразие в спорте.

- Сможет ли Анна Щербакова посоревноваться с Камилой Валиевой на Олимпиаде?

- Думаю, конкуренцию Валиевой сможет составить любая фигуристка. Не будем забывать, что фигурное катание - это спорт, невозможно с абсолютной точностью предсказать, что произойдет. От сезона к сезону лидеры меняются, как ветер: золотую фигуристку прошлого года можно не увидеть в этом сезоне, все меняется. Если взять последние результаты, то самые высокие баллы у Валиевой, но Гран-при нельзя сравнивать с Олимпийскими играми, поэтому трудно предсказывать результаты, когда фигуристки никогда не выступали на Олимпиаде. Конечно, для себя я делаю возможную расстановку, но это только для себя – я люблю непредсказуемость спорта и сюрпризы. Давайте не будем забывать, что волшебство Олимпийских игр именно в соревновании и борьбе.



- Хотели бы поработать с квадисткой? Адам Шоя сказал, что очень сложно создавать хореографию для программы с четверными прыжками, потому что прыжки доминируют.

- Я работаю со множеством мужчин фигуристов, которые прыгают четверные прыжки, поэтому я хорошо знаю, как поставить хорошую программу для квадистов. Что касается девушек, то я ставил программы фигуристкам, у которых был максимум тройной аксель. У меня не было еще возможности поработать с девушками-квадистками, но думаю, что процесс будет похожим. На самом деле для фигуриста любого уровня самое важное – это стратегия. Важно, чтобы хореография в фигурном катании была выигрышная для конкретного спортсмена, подчеркивала и выделяла его сильные стороны. Я не предлагаю забыть об искусстве – я очень люблю артистическую сторону этого спорта – но это все равно спорт с четкими правилами. Наша задача, как хореографов, создать лучшую программу для данного фигуриста – будь она с квадами или без. Я часто говорю, что нас называют хореографами, но на самом деле мы больше составители программ: мы не свободны в своей креативности, как хореографы, создающие сценические танцы, мы делаем программы для спортсменов, которые соревнуются. Прыжки - это самый важный технический элемент в программе, и, конечно же, хореография должна строиться вокруг этого, чтобы подчеркивать умения спортсмена и демонстрировать его сильные стороны и талант.

- Как вы смотрите на проблему женственности в фигурном катании и перекоса в сторону прыжков?

- Я думаю, что этот сезон, пожалуй, в некотором смысле интереснее, чем когда-либо прежде. А все потому, что в недавнем прошлом прыжки – и огромный прогресс девушек в сложности исполняемых прыжков - затмили артистизм и компоненты. Набор прыжков стал решающим фактором при распределении мест на подиуме. Я помню, как в прошлом сезоне думал: если бы можно было совместить этот технический прогресс с таким же прогрессом компонентов и артистизма – это был бы действительно новый виток развития для нашего спорта. И именно в Валиевой мы сейчас наблюдаем сочетание прогресса техники, четверных прыжков и артистизма. И я считаю, что женское катание движется именно к этому слиянию, которое действительно является чем-то радикально новым.

На мой взгляд, есть еще очень много актуальных тем для обсуждения о развитии стиля и состояния женского катания. Я считаю этот вид спорта откровенно архаичным, несколько репрессивным, даже сексистским в его неспособности отказаться от наших традиционных представлений о женской фигуре, женской красоте и о том, как должна выглядеть фигуристка, чтобы победить. Мне сложно принять неспособность этого вида спорта уважать развитие тела спортсменки и поощрять более здоровое и долгосрочное участие в соревнованиях. Я считаю, что нам нужно говорить об этом больше, и я еще не раз выступлю с этим публично.