«Худший пилот в худшей команде»: Road & Track об итогах сезона Мазепина и о целях для Никиты на будущее
Проблемы Никиты Мазепина выходят за рамки его выступлений на трассе, - начинает свою статью для англоязычного Road & Track Фред Смит.
Как мы уже рассказывали в прошлом году, его приход в Формулу-1 сопровождала неоднозначная история, в результате которой его собственная команда начала расследование еще до первого гоночного уик-энда.
Такие скандалы бросают тень на пилотов так, что даже их победы не способны изменить отношение к ним. Но, в случае с Мазепиным, вызывают беспокойства и непосредственно его выступления на трассе.
В сезоне Формулы-1 2021 года Мазепин прославился разворотами своего болида. «Мазеспин» («spin» с английского - «разворот», прим. - Ред.) - очень понятная игра слов на этот счет. Новичка «Хаас» разворачивало в среднем хотя бы 1 раз за гоночный уик-энд на протяжении всего сезона. Один из сайтов, Mazesp.in, даже вел подсчеты каждого его разворота. Во всех официальных сессиях за 22 гонки было насчитано 22 с половиной подобных казуса.
Такую репутацию он возьмет с собой и во второй свой год в Формуле-1. Если захочет ее улучшить, то единственный способ сделать это - усесться в болид и начать выступать намного лучше и стабильнее, всегда двигаясь в правильном направлении в течение полных гоночных уик-эндов.
ПУТЬ В ФОРМУЛУ-1
Если вы являетесь заядлым поклонником автогонок, вы поймете, что некоторые гонщики занимаются этим видом спорта исключительно потому, что у их семей достаточно много денег, а у их команд - нет. Это, безусловно, относится к Мазепину, чей отец Дмитрий является невероятно богатым человеком. Мазепины не стесняются задействовать свои деньги и в Формуле-1. Вспоминается история, как, когда отцу Никиты не удалось выиграть у Лоренса Стролла сделку по покупке команды, которая сейчас называется «Астон Мартин», старший Мазепин обратился в суд.
Однако это не означает, что Мазепин-младший никогда не был успешным гонщиком. Поднявшись из чемпионата Европы Формулы-3, в котором он однажды подрался с будущим пилотом IndyCar Каллумом Айлоттом, Мазепин четыре раза побеждал на этапах GP3 в своей дебютной кампании. В том сезоне он выиграл две основные гонки и в конечном счете занял второе место в общем зачете, вслед за покойным Антуаном Юбером. Такие результаты привели его в Формулу-2. А там он выступал уже значительно менее стабильно.
В своем первом сезоне в данной категории Мазепин занял 18-е место, попав в очки всего пять раз. Двух побед в гонках и четырех подиумов хватило ему, чтобы подняться на пятое место в 2020-м. Возможно, в том году он мог бы побороться за титул, но вместо этого перешел в Формулу-1, во второй болид команды «Хаас».
СЕЗОН 2021
В Формуле-1 Мазепин выглядел временами неподготовленным, а временами - совершенно не в своей тарелке. Мазепин занял 21-е место в чемпионате из 20 машин, набрав ноль очков и показав в протоколе лишь один финиш выше 17-й строки. 5 сходов с дистанции у Мазепина (не считая снятия с финальной гонки сезона) были самыми многочисленными среди всех пилотов в 2021 году, а напарника по команде Мика Шумахера он опередил только в четырех из 14 Гран-при (в тех случаях, когда оба гонщика добирались до финиша). В 19 гонках, где оба пилота проехали чистый квалификационный круг, Шумахер не только побеждал каждый раз, но и выигрывал у Никиты не менее 9/10 секунды. Прошлые результаты не определяют будущее, но Мазепин был, пожалуй, худшим пилотом на худшем болиде Формулы-1 в сезоне 2021 года.
ЦЕЛИ НА 2022 ГОД
Хотя в 2022 году ситуация может измениться, результаты 2021 года показывают, что положение Мазепина в качестве пилота «Хаас» почти столь же плачевно, как и в целом его резюме в Формуле-1. Прошлый сезон стал для «Хаас» полной катастрофой. Команда так и не сумела даже близко сравниться по темпу с какой-либо другой командой. В то же время другие конюшни из числа аутсайдеров, такие как «Уильямс» и «Альфа Ромео» все-таки сумели блеснуть в нескольких отдельных гонках. Такое положение дел накладывает значительный отпечаток на постановку целей для Мазепина, который в «Хаас» вряд ли будет конкурентоспособен в Формуле-1, даже если в одночасье станет самым мастеровитым пилотом на решетке.
Забудьте о попадании в очки. В прошлом году пилоты «Хаас» имели шанс побороться в лучшем случае за в топ-15. Ситуация для Мазепина усугубляется тем, что у Шумахера значительно лучшие показатели во всех гонках 2021 года. Если «Хаас» не совершит чудо, 18 болидов окажутся слишком быстрыми для Мазепина, чтобы он смог конкурировать с ними по темпу. А еще на одном будет гоняться пилот, у которого больше побед над напарником по команде, чем у любого другого гонщика на стартовой решетке.
Таким образом, если измерять цели в результатах - очевидно, что любую из них Мазепину будет выполнить сложно. Вместо этого Никите следует сосредоточиться на том, чтобы в первую очередь просто исключить большое количество ошибок, и затем, исходя из этого, уже работать над повышением темпа. Риск - не лучший друг для пилота, который еще не боролся за очки ни на одном из этапов своей карьеры в Формуле-1.
СЕЗОН, КОТОРЫЙ МОЖНО БУДЕТ СЧИТАТЬ УСПЕШНЫМ
Для Мазепина по-настоящему успешным сезоном будет тот, в котором он либо обойдет Мика Шумахера по итогам квалификаций или гонок, либо окажется выше любого пилота из другой команды. Учитывая, насколько большим был разрыв в обоих показателях в прошлом году, и то, и другое в настоящее время маловероятно.
Если только «Хаас» не совершит чудесное восхождение в верхнюю часть таблицы, Мазепину нужно снизить планку своих целей. Успешным будет тот сезон, в котором он будет реже разворачиваться, значительно сократит отрыв от Шумахера в квалификациях от уик-энда к уик-энду и, хотя бы два или три раза окажет давление на конкурентов из других команд.
Самое приятное в 2021 году для Мазепина, это тот факт, что, как бы то ни было, у него есть пространство для прогресса. В завершившемся сезоне он стал даже 21-м, а не 20-м. Поэтому он сможет продвинуться в турнирной таблице просто за счет того, что его не обойдет резервный пилот, участвующий только в одной или двух гонках.