Американский Deadspin: Камила Валиева – лишь пешка в большой геополитической игре
Есть государства, которым всегда нужна только победа. Любыми средствами. Родина должна выглядеть презентабельно.
Какой же фарс устроил МОК из Олимпиады в этом году! После отсутствия реальных санкций против России за государственную допинг-программу на Играх в Сочи и разрешения на участие в турнире спортсменке, в пробах которой обнаружено запрещенное вещество, мы оказались свидетелями одного из самых странных олимпийских выступлений в истории.
15-летняя Камила Валиева, сверхновая звезда фигурного катания, оказавшаяся в центре скандала после положительного допинг-теста на триметазидин, расплакалась, не попав на подиум по итогам произвольной программы в личном турнире. Только из-за отсутствия медали у Валиевой была проведена церемония награждения.
Ранее выездная панель Спортивного арбитражного суда постановила, что Камила может продолжить выступление на Олимпиаде из-за того, что в противном случае ей может быть нанесен «непоправимый вред».
Что касается этого самого непоправимого вреда, которого CAS так пытался избежать, то уже в четверг стало понятно, что поезд ушел. По выражению лица Валиевой было очевидно, что эта девушка-подросток уже никогда не будет прежней.
Даже сам президент МОК решился на комментарии о том, насколько холодно встретило Валиеву ее окружение сразу после выступления, по итогу которого она опустилась на четвертое место.
«Вместо того чтобы утешить Валиеву, попытаться как-то ей помочь, тренерский штаб холодно отнесся к ней, дистанцировался», – заявил Томас Бах.
Сообщество фигурного катания возмущено всей этой историей. Да, антидопинговые правила могут быть тягостными, но все остальные фигуристы их соблюли, сдав отрицательные тесты.
Из репортажа ESPN: «Валиева заявила, что триметазидин попал в ее организм случайно. Однако в отчете ВАДА говорится, что помимо него в ее пробах было обнаружено еще два препарата для сердца (они легальны), которые она принимала. Это опровергает аргумент о том, что запрещенное вещество могло оказаться в ее организме по ошибке».
Если МОК на самом деле хочет избежать причинения непоправимого вреда таким юным фигуристкам, как Валиева, он должен целиком и полностью искоренить у федераций и самих спортсменов стимулы к употреблению допинга. Это же простая история. Позволение Камиле продолжить участвовать на Олимпиаде несет риск для других молодых атлетов.
Но более серьезная проблема состоит в том, что МОК подобным образом обращается со странами, у которых помимо постоянных нарушений антидопинговых правил также есть плохое резюме относительно соблюдения прав человека.
У России, которая сейчас проводит военные учения на границе с Украиной, есть давний опыт манипуляций в спорте. Вместо того чтобы занять жесткую позицию после подмен грязных образцов мочи на Олимпиаде в Сочи, МОК просто запретил российский флаг и гимн, позволив спортсменам из этой страны соревноваться под брендом Олимпийского комитета России.
Но в чем же разница между Россией и Олимпийским комитетом России? Видимо, она не такая уж и большая, чтобы иметь возможность не давать 15-летним подросткам запрещенные препараты.
Но это лишь часть растущей проблемы. В наши дни МОК может убедить не так много либерально-демократических стран провести у себя Олимпиаду. Вместо них есть все больше авторитарных государств, желающих использовать домашние Игры для того, чтобы пококетничать с международной аудиторией и продемонстрировать мощь режима своим гражданам внутри страны.
Да, Олимпиады без политики не бывает. Олимпийские игры и были основаны на политическом фундаменте – но для того, чтобы распространять международное сотрудничество, принципы честной конкуренции и взаимопонимания. Когда антидопинговые правила применяются не ко всем, а нарушения прав человека игнорируются под предлогом того, чтобы не лезть в политику, тогда мы уходим от той цели, которой так замечательно стремились служить Олимпийские игры.