USA Today о последствиях февральского допинг-скандала: вполне вероятно, в России уже забыли о деле Валиевой
Прошло уже довольно много времени с момента окончания Олимпийских игр в Пекине, которые навсегда запомнятся допинговым скандалом и не состоявшейся церемонией награждения в командном турнире по фигурному катанию, однако американские спортсмены, занявшие второе место, а также их соперники из Японии, Канады и России до сих пор не знают, кому какая медаль достанется.
Дело в том, что путь к справедливому решению этой проблемы, которое должно определить будет ли наказана российская фигуристка Камила Валиева, начинается в России.
Камила Валиева помогла сборной ОКР выиграть золото в командных соревнованиях по фигурному катанию прежде, чем стало известно, что ее тест, сданный за несколько месяцев до Игр, дал положительный результат на запрещенное вещество.
Президент России Владимир Путин заявил, что Валиева не употребляла допинг. Расследование находится в руках Российского антидопингового агентства – организации, которую лишили аккредитации в 2015-2018 годах за помощь российским спортсменам, употребляющим запрещенные препараты. По всей видимости, расследование дела Валиевой никак не продвигается, хотя, согласно международным протоколам, антидопинговое агентство страны спортсмена, который подозревается в нарушении, должно начать процесс.
Генеральный директор Олимпийского и Паралимпийского комитетов США Сара Хиршланд заявила, что не знает, когда американские фигуристы и две другие команды, кем бы они в итоге ни были, получат свои медали.
В ближайшее время ожидать этого не стоит.
«Мы допускаем вероятность того, что вопрос не будет решен до 2024 года, – сказал адвокат Пол Грин, который в феврале представлял американскую команду по фигурному катанию, пытаясь добиться проведения церемонии награждения до окончания Олимпийских игр. – Это ужасно. Американские фигуристы абсолютно невиновны. Они не сделали ничего плохого. Они просили только свои серебряные медали. Они не просили, чтобы им отдали золото. Они просто хотели получить то, что получил бы любой другой спортсмен, завоевавший медаль. Вместо этого они стали первыми спортсменами, которых лишили церемонии награждения на Олимпийских играх».
Россия обычно не торопится проводить расследования и наказывать своих спортсменов, кроме того из-за начала военной кампании на Украине, вполне вероятно, что о деле Валиевой благополучно забыли.
По мнению Хиршланд, политическая ситуация мешает успешному решению проблемы, потому что расследование в первую очередь должно проводиться РУСАДА. Она также осудила Путина за публичную защиту Валиевой.
«Когда президент страны или национальный лидер комментирует результаты расследования до его завершения, это заставляет задуматься о том, можно ли рассчитывать на справедливый процесс», – сказала она.
Сейчас все внимание приковано к РУСАДА, и ничего не сдвинется с мертвой точки, пока они не выполнят свою работу.
Марта Навроцка, пресс-секретарь ITA, независимой антидопинговой организации, сообщила в электронном письме, что, «нет конкретных сроков для рассмотрения дел... расследование может занимать от нескольких недель до 12 месяцев, в зависимости от различных процедур и задержек. Если процесс затянется, ВАДА как глобальный регулятор может обратиться к РУСАДА и проинструктировать агентство о необходимости действовать в установленные сроки».
Что же произойдет, если РУСАДА наконец-то начнет действовать и встанет на сторону Валиевой (и Путина) и оправдает ее так же, как в том случае, когда ей было позволено остаться на Олимпиаде и продолжать соревноваться, несмотря на положительный допинг-тест?
К счастью, такое решение не будет окончательным. По словам Навроцкой, решение комиссии РУСАДА может быть обжаловано ВАДА или Международным союзом конькобежцев, если одно из них (или оба) посчитает, что решение, вынесенное комиссией РУСАДА, не соответствует Всемирному антидопинговому кодексу.
В конце концов, когда-нибудь решение пройдет путь от Спортивного арбитражного суда до Международного олимпийского комитета, который вынесет окончательный вердрикт о том, сохранит ли Россия золото или же его получат Соединенные Штаты.
Когда Хиршланд спросили, что она хотела бы сказать от имени американских фигуристов нерадивым сотрудникам РУСАДА, она ответила: «Проведите это расследование быстро и справедливо, прозрачно и честно. Все, абсолютно все в спорте заслуживают этого, в том числе и их собственные фигуристы».