Американское издание Jacobin о причинах протестов во Франции: количество жертв полицейского произвола увеличивается год от года
В то время, как мы пишем эту статью, по всему миру передаются сообщения о беспорядках во Франции: разграблении предприятий и о том, что всевезможные здания, начиная от мэрий и заканчивая библиотеками, сгорают от рук бунтовщиков.
Это народные восстания против жестокости полиции, против ощущения, что к людям относятся как к гражданам второго сорта, и против кризиса стоимости жизни во Франции. Они начались 27 июня, когда семнадцатилетний Нахель Мерзук был убит полицейским при попытке избежать проверки на дороге в одном из рабочих кварталов города Нантер.
Число убийств сотрудниками полиции растет с тех пор, как в 2017 году бывший президент Франсуа Олланд принял законопроект, разрешающий сотрудникам правопорядка применять огнестрельное оружие в случае неповиновения гражданских лиц. С тех пор количество жертв полицейского произвола увеличивается год от года.
Этот гнев был вызван не только конкретным убийством, а нарастающим беспределом со стороны полиции. Исследование, проведенное в 2017 году во Франции, показало, что если вы мужчина арабского или африканского происхождения, то вероятность того, что вас подвергнут полицейской проверке, в двадцать раз выше, чем у остального населения. К тому же в районах проживания рабочего класса, где происходят эти восстания, остро ощущается нехватка социальных услуг от государства, а уровень безработицы составляет 16-20% при среднем показателе по стране 7-8%.
На сегодняшний день за время протестов было произведено 2300 арестов, и многие из задержанных - подростки. Большинство из них имеют судимости, и, как правило, их возраст составляет от четырнадцати до восемнадцати лет.
До сих пор политические лидеры всех мастей отказываются осознать всю тяжесть проблемы, прибегая к откровенному вранью. Часть правительства обвиняет левую партию «Непокорённая Франция» в сеянии хаоса в стране, так как она ищет политические решения беспорядков и отказывается присоединиться к всеобщему осуждению. А реакция президента Эммануэля Макрона была нисколько неудивительно авторитарной и жестокой. Более 45 000 полицейских мобилизованы по всей стране для борьбы с бунтами. Выступая совместно с министром внутренних дел Жеральдом Дарманеном и премьер-министром Элизабет Борн, Макрон пообещал, что с этими беспорядками будет быстро покончено, и настаивал на том, что в поведении причастных подростков частично виноваты социальные сети и видеоигры. Он также призвал родителей лучше присматривать за своими детьми .
В прошлую пятницу ООН призвала Францию «серьезно заняться глубокими проблемами расизма среди правоохранительных органов». В свою очередь, французское представительство в организации ответило, что «любые обвинения в систематическом расизме или дискриминации со стороны правоохранительных органов во Франции абсолютно безосновательны».
Ультраправые призвали к введению чрезвычайного положения, а некоторые радикальные политики назвали происходящее «цивилизационной войной», утверждая, что восстания возглавляют потомки иммигрантов. Они призвали правительство позволить самим людям восстановить порядок на улицах, если правительство этого не сделает. В то время как Макрон нападает на радикальных левых, фашистские отряды, вооруженные бейсбольными битами, были замечены в городах Анже и Лорьян, где они помогали полиции производить аресты, и в Лионе, где пятьдесят фашистов прошли маршем по улицам, скандируя «это наша страна».
Пугает то, что почти ни одна политическая сила не относится к этому восстанию с пониманием. Единственным их ответом, похоже, являются репрессии.
Радикальные левые предлагают «чрезвычайный план выхода из кризиса». Он предполагает перевод бунта в политическую сферу: беспорядки - это не результат неудач родителей, социальных сетей или Snapchat, а скорее тотальный политический кризис. Причины кризиса давние и требуют серьезного рассмотрения.
Этот кризис отражает ухудшение ситуации во Франции. Поскольку никаких мер против динамики расового угнетения и сегрегации, отравляющих французское общество, не предпринимается, казнь молодого Нахеля послужила взрывным механизмом. Политическим лидерам необходимо полностью пересмотреть полицейские институты и обеспечить, чтобы «республиканские обещания» - высшее образование, доступ к работе и так далее - больше не останавливались у дверей неблагополучных районов.