Журналист Гонсало Бонадео считает, что в вопросе допуска российских спортсменов «идеального решения» нет
Раньше из-за допинга. Сейчас - из-за военного конфликта. Спортивные федерации по-разному относятся к российским и белорусским спортсменам. Это говорит о том, что идеального решения по ним не существует.
За несколько дней до начала Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро в докладе WADA было предложено МОК отстранить всех россиян от участия в соревнованиях. Такое заявление было сделано после серии расследований, которые на протяжении нескольких лет сообщали о различных аномалиях в спорте этой страны, связанных с употреблением запрещенных веществ.
В итоге МОК тогда принял решение оставить за каждой спортивной федерацией право решать, допускать или нет российских спортсменов на международные турниры.
Сегодня вопрос о допинге отошел на второй план. Теперь все крутится вокруг агрессии войск РФ и ее белорусских союзников против Украины. Но алгоритм принятия решений такой же, как и семь лет назад.
То есть мы сталкиваемся практически с аналогичным разбросом мнений и нюансов в подходах со стороны спортивных организаций.
Например, в гимнастике и плавании подтвердили, что будут допускать россиян на все свои официальные соревнования при условии, что они обязуются выполнять некоторые условия.
Что касается тенниса, то в этом виде спорта существует разная логика принятия решения в зависимости от того, какой орган курирует турнир. Россия и Беларусь не могут играть ни в Кубке Дэвиса, ни в Кубке Билли Джин Кинг, но представители обеих стран без флагов выступают на турнирах ATP и WTA. Правда, организаторы Уимблдонского турнира запретили их присутствие на турнире 2022 года, но за это были наказаны.
В роли антипода выступают представители легкой атлетики. Верные своему решению, принятому еще до Рио, сегодня они вновь запретили любое участие спортсменов из этих стран на своих соревнованиях. Правда, и тут не обходилось без исключений из правил. Достаточно упомянуть Марию Ласицкене, одну из лучших прыгуний в высоту в истории. Чемпионка мира 2015 года в Пекине была не допущена к Олимпиаде в Бразилии годом позже. Однако в конце 2016-го на турнире в Лондоне она смогла принять участие, так как тогдашние чиновники IAAF, а ныне World Athletics, посчитали ее одной из самых «чистых» российских спортсменок.
Но теперь, уже по другим причинам, Мария может и не мечтать об участии в парижской Олимпиаде. И уж тем более о Будапеште, где в августе следующего года пройдет Кубок мира.
То, что среди спортивных чиновников нет единой позиции по вопросу допуска россиян и белорусов, является очень большой проблемой. Балансируя между произволом и несогласованностью, они очень сильно вредят психологическому состоянию спортсменов.