New Lines Magazine о значении рекорда Овечкина для россиян: шанс на восстановление отношений с США
В феврале, за неделю до церемонии вручения «Оскара», я был на свидании в Нью-Йорке. Мы обсуждали фильм Шона Бейкера «Анора» – историю об американской секс-работнице, которая выходит замуж за избалованного сына российского олигарха. Уже получив «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, кинолента готовилась покорять «Оскар», а один из его актёров – россиянин Юра Борисов – получил номинацию в категории «Лучший актёр второго плана».
Моя спутница, родом из Москвы, была в восторге. Она сказала, что болеет за Борисова. Когда я спросил, чем ей понравилась его игра, девушка призналась, что фильм не смотрела.
Почему же тогда поддерживает? Ответ был прост:
«Я всегда болею за своих».
Этот рефлекторный российский патриотизм, вспыхнувший из-за стремительного успеха «Аноры», завоевавшей несколько главных наград «Оскара», включая «Лучший фильм», отражает раздражение и нетерпение, накопившиеся в России за три года культурной изоляции с начала военных действий. Не имеет значения, что и режиссёр, и сам фильм – американские. Главное – что русский, как Борисов, добился успеха на Западе. Это воспринимается как национальная победа.
Многие россияне болезненно восприняли «отмену» своей культуры: фильмы, музыка, спорт, мнения – всё это перестало быть желанным на Западе. Люди жаловались, что на Олимпиадах больше нет «Русского дома» и его скандальных вечеринок, что Большой театр перестал гастролировать по Европе, а дирижёр Валерий Гергиев, друг Путина, больше не выступает в Метрополитен-опера. Кремлёвские СМИ кричали о русофобии. Некоторые балетные труппы даже притворялись украинскими, чтобы гастролировать за границей. Одна из них, под названием «Балет Украины», выступала в Швеции с «Щелкунчиком», а гонорары уходили швейцарской фирме, управляемой бывшим российским банкиром.
Для многих в России настоящими военными действиями стали санкции и культурная изоляция, а не бомбардировки детских садов. Российские актёры, певцы, спортсмены – даже если они никогда не держали в руках оружие – стали инструментами этого военного конфликта, пусть и непреднамеренно.
Теперь, после потепления отношений с Москвой при президенте Дональде Трампе, успеха «Аноры», спортивных рекордов и даже вирусного хита группы Ay Yola из Башкортостана, культурная изоляция России начала ослабевать. Настроение в Москве – триумфальное. Россияне говорят:
«Мы вернулись».
Украинские СМИ обвинили Борисова в пропаганде, напомнив о его роли Александра Пушкина и участии в фильме «АК-47» о Михаиле Калашникове. Хотя ничто не указывает на его поддержку Кремля: ни он, ни его партнёр по фильму Марк Эйдельштейн публично не осудили, но и не поддержали действия РФ.
Такое молчание напоминает поведение хоккеиста Алекса Овечкина, 39-летнего капитана «Вашингтон Кэпиталз». В начале апреля Овечкин стал лучшим снайпером в истории НХЛ, обогнав Уэйна Гретцки. Это стало самой громкой российской спортивной победой за последние годы.
В НХЛ играет много россиян, но Алекс выделяется своей открытой поддержкой Кремля. Перед выборами 2018 года, в 2017 году, он основал движение «Putin Team». В конце февраля 2022-го форвард призвал к миру, при этом не осудив действия РФ и назвав Путина «моим президентом». После поздравления от Леброна Джеймса и Майкла Фелпса в видео на арене, Овечкин произнёс:
«Русские, мы это сделали».
Политолог Сергей Марков, связанный с Кремлём, написал в соцсетях:
«Овечкин много раз показывал, что он не боится и не стыдится быть русским, даже когда русских унижают. За это ему благодарна вся Россия – как и за уважение, которое он завоевал в мире».
Для многих россиян рекорд Ови стал шансом на восстановление отношений с США.
«Хоккей нас объединяет. Так всегда было», – сказал спортивный журналист крупного российского издания на условиях анонимности.
«Овечкин – символическая фигура для обеих стран, настоящий гигант», – добавил он, выразив надежду, что это может привести к возобновлению матчей между НХЛ и КХЛ.
В марте, когда российские войска выбивали украинцев из Курской области, они использовали газопровод, построенный для дешёвых поставок в Европу, чтобы зайти в тыл. Несмотря на потери, операция через «Дружбу» (так называется труба) была объявлена победой. Этот образ идеально передаёт стратегию Кремля: использовать для достижения своих целей всё – культуру, спорт, энергетику. Это военное столкновение, и русские всегда болеют за своих.
Автор: Andrew Ryvkin