The Globe and Mail (Канада): Уимблдон хотел исключить Россию из тенниса – но вышло всё наоборот
Когда Уимблдон - после начала военного конфликта между РФ и Украиной - решил отстранить всех российских и белорусских игроков, он с готовностью поздравил себя с тем, что занял принципиальную позицию.
Речь шла о «нежелании позволить спорту стать инструментом продвижения российского режима», как заявил тогдашний глава Всеанглийского клуба Ян Хьюитт. Даже Олимпийские игры – неоднократно унижаемые Россией – не пошли так далеко.
В преддверии того турнира велись жаркие дебаты. Потом пара игроков расплакались в эфире и - всё утихло.
Спустя три года Уимблдон 2025 года превратился в женской сетке в небольшое победное русское шествие. Четыре четвертьфиналистки – россиянки и белоруски. Все четверо могли выйти в полуфинал. Так что - насчёт «не давать себя использовать в пропаганде»?
Наши измученные интернетом мозги теперь делают только две вещи, когда сталкиваются с неприятной реальностью: чрезмерно и напоказ реагируют – чтобы все видели, как мы страдаем, – а затем просто теряют интерес. Это поколение – самые страстные активисты в истории, и одновременно – самые неэффективные.
Помните, как весь теннис вдруг озаботился психическим здоровьем после того, как Наоми Осака заявила, что больше не будет давать пресс-конференции? Это была громкая история. Спонсоры были в восторге.
Осака ушла на паузу, родила ребёнка, вернулась, играет уже не так сильно, и всем стало всё равно, отвечает ли она на вопросы и - почему. Она вылетела здесь в третьем раунде, расплакалась на пресс-конференции и назвала себя «негативным человеком». Но почти никто об этом не написал.
А как насчёт Пэн Шуай? Бывшая теннисистка четыре года назад исчезла в Китае после обвинения в сексуальном насилии в адрес одного из высокопоставленных чиновников. Женский теннис был в ярости. Все турниры в Китае были приостановлены. Требовали доказательств, что с ней всё в порядке. Когда в Китае выставили её на пару заученных интервью, появились новые требования – показать её лучше.
Но не показали. И не показали до сих пор. А WTA уже вернулась в Китай.
Их аргументация, приведённая в заявлении 2023 года:
«Мы пришли к выводу, что никогда не сможем получить полный доступ к Пэн Шуай, а расплачиваться за жертвы будут наши игроки и турниры».
Какая замечательная честность. По сути: мы знаем, как правильно, и хотели бы так поступить, но не будем – это слишком дорого.
Существует ли вообще такая причина, которая могла бы заставить спорт или спортсменов поступить в ущерб своему финансовому интересу? Почти наверняка – нет. Предприимчивые люди исторически не славились революционностью.
Взамен – курс на мелкие и бессмысленные жесты. Например, всё ещё скрывают флаги рядом с именами российских игроков. Интересно, сколько людей вообще помнят, почему это происходит?
Самое достойное, что мог бы сделать спорт – полностью выйти из политики. Но он слишком увлёкся собственной значимостью. Отступить – значит уйти со сцены. Останется носить ленточки в поддержку какого-нибудь дела. А где здесь драйв? Где амбиция?
Спорт слишком привык участвовать в «вопросах дня». Если что-то попадает в новости – спорт хочет быть частью истории: встать на колено, сделать заявление, попытаться угадать, на какой стороне истории стоять. Так обеспечивается стопроцентное внимание.
А мир идёт в другую сторону. За редким исключением, люди хотят, чтобы все оставались на своей стороне границы.
Подождите, когда США начнут запрещать болельщикам или командам участвовать в ЧМ-2026. Дональд Трамп говорит, что не станет этого делать, но сам факт, что об этом уже говорят – тревожный сигнал. Если дойдёт до этого – сдерживающие рамки исчезнут. С этого момента каждый турнир в любой точке мира будет сопровождаться подтекстом: «А почему они здесь?» И кто такие эти «они» – будет меняться от конфликта к конфликту.
Если всё пойдёт так, виноваты будут западные нации, контролирующие спорт.
Олимпийская хартия столетие провозглашала, что участвовать могут все, независимо от их поступков и политики. Ни одно зверство не могло поколебать их веру в то, что спорт должен быть нейтральной зоной. Как и вера в любые великие идеи, эта вера вышла из моды.
Профессиональный спорт подхватил знамя у международных организаций. Им захотелось добавить драматизма и, может быть, заработать пару долларов. Позвоните Nike. Проведём кампанию в поддержку новой травмы, о которой жалуются в TikTok.
К сожалению, у спорта нет ни силы убеждений, ни самих убеждений. Он хочет хештеги, узнаваемость бренда и быстрых побед. А если победы не быстрые – он сдаётся.
Спорту не нужно быть лучше в активизме. Ему нужна философия. Какова его роль в мире? Это - нейтральное действующее лицо, доказывающее, что мы можем сосуществовать? Или - лидер мнений в борьбе за социальную справедливость? Но только пока борьба не слишком сложная...
Он хочет занимать сторону? Тогда пусть начнёт это делать по-настоящему. Или же пусть перестанет – если важнее не спугнуть покупателя билетов.
А спортсменам - это действительно важно? Или они просто хотят выглядеть так, будто им не всё равно? Если второе – пусть снова выступают за кастрацию домашних животных или что-то столь же бесспорное.
Пока спорт не определится с этими вещами – ему лучше молчать. Зарабатывать по-старинке и оставить политику тем, кто готов сражаться, а не просто участвовать в параде.
Автор: Cathal Kelly