Bleacher Report: скорое расставание с Панариным может стать для «Рейнджерс» худшим решением
Ожидалось, что «Рейнджерс» станут одними из главных игроков на исторически сильном рынке свободных агентов 2026 года. Однако даже до наступления нового года, стало ясно, что эти расчеты не оправдываются. Почти все громкие имена — Коннор Макдэвид, Джек Айкел, Кирилл Капризов — уже договорились о новых контрактах со своими нынешними клубами. Ирония же в том, что самой значительной персоной, оставшейся в этом списке, считается один из игроков как раз «Рейнджерс».
Семилетний контракт Артемия Панарина, подписанный в 2019 году, истекает 1 июля. Это ставит клуб в сложное положение. Команда стареет, застряв на нынешнем уровне, и балансирует в «пузыре» конкурентоспособности. Составу требуются масштабные изменения. Но действительно ли расставание с лучшим бомбардиром команды выглядит решением проблемы?
Ньюйоркцам предстоит оценить, каким они видят будущее Панарина и, возможно, что ещё важнее, каким будет их собственный путь.
Сезон Панарина-2025/26
На первый взгляд, результаты Панарина в текущей кампании создают впечатление резкого спада. Его 36 очков в 37 матчах — это показатель ниже одного балла за игру, что не соответствует статусу суперзвезды. Российский форвард не завершал чемпионат с такой низкой результативностью со времён чемпионата-2016/17, и это очень далеко от отметки в 120 баллов, до которой он добрался всего два года назад.
Безусловно, определённый спад в игре Артемия имеет место, однако скромная статистика в большей степени говорит о происходящем вокруг него. «Рейнджерс» — вторая с конца команда НХЛ по результативности в формате пять на пять, имея показатель 2 гола в пересчете на 60 минут чистого игрового времени. При этом с Хлебушком на льду команда оформляет 3,15 взятия ворот за те же 60 минут. Это по-прежнему высокий уровень атаки, пусть и не пик его карьеры в лиге.
С возрастом топ-хоккеисты нередко переходят от полного контроля игры к роли «охотников» в зоне атаки. Однако применять такую характеристику к 33-летнему Панарину было бы несправедливо.
Статистика лишь подтверждает почти единодушное мнение тех, кто смотрел матчи «Рейнджерс» в этом сезоне. Хлебушек существует словно на отдельном острове в роли главного катализатора атаки. Команда зависит от него во всём: при выходе из средней зоны, при закреплении на половине соперника и в создании угроз как за счёт передач, так и за счёт бросков.
Он остаётся одним из лучших созидателей в НХЛ, и, откровенно говоря, в составе «Рейнджерс» нет игрока, который был бы хотя бы близок к нему по этому показателю. Панарин поучаствовал в 37,9 процента голов команды в этом сезоне — это девятый результат среди всех игроков лиги. Его доля сопоставима с вкладом Никиты Кучерова в «Тампа-Бэй» или Микко Рантанена в «Далласе». При более качественной поддержке партнёров очков у Артемия почти наверняка было бы больше.
Можно ли назвать Панарина образца 2025 года претендентом на «Харт Трофи»? Конечно, нет. Но он по-прежнему остаётся одним из лучших диспетчеров в НХЛ.
Прогнозируя будущее
Что потребуется «Рейнджерс», чтобы переподписать Артемия? Во многом всё будет зависеть от самого игрока. На какую «скидку для своего клуба» он готов пойти (как сообщается, не на слишком большую)? Что для него приоритетнее — срок контракта или среднегодовое вознаграждение? Насколько можно снизить нагрузку на потолок за счёт бонусов, структуры выплат и ограничений на обмен? Готов ли он к затяжным и жёстким переговорам, понимая, что рычаги давления находятся у него, или же спокойствие важнее лишних нескольких сотен тысяч долларов?
Предположим договор на три года с общей суммой 33 млн долларов, который продлит карьеру Панарина в Большом яблоке до 37 лет, как это предлагала модель Evolving Hockey прошлым летом. По прогнозу Дома Лущишина из The Athletic, реальная стоимость Артемия будет в районе 11,63 млн долларов за весь срок такого соглашения. Проблема подобных оценок в том, что, хотя мы и можем прогнозировать влияние возраста на большой выборке игроков, индивидуальный эффект сильно варьируется. Станет ли Панарин тем же Патрисом Бержероном или Джо Павелски, завершая карьеру на высоком уровне, или же упрётся в стену к 35 годам, как это случилось с Джеромом Игинлой или Стивеном Стэмкосом?
Физические качества — катание и бросок — обычно сдают первыми. Те, кто стареет скорее, опираются на диспетчерские навыки, видение площадки и хоккейный интеллект. Панарин, начавший североамериканскую карьеру лишь в 23 года, отличается крепким здоровьем, а его стиль игры не предполагает постоянных жёстких столкновений.
Если судить по примерам, возраст зачастую благоволит игрокам типа Артемия Панарина. Матс Зуккарелло, Мартен Сен-Луи и Адам Оутс были и остаются мастерами игры в ограниченном пространстве, делая ставку на креатив и передачи, а не на выдающееся катание.
Как может выглядеть обмен
Помимо теоретической кривой возраста Панарина, у «Рейнджерс» есть и другие факторы. Команда не находится в худшем положении в лиге, но увязла на месте. Их шансы попасть в плей-офф — примерно 50 на 50. Ядро состава стареет, молодёжь не впечатляет, а финансового манёвра почти нет.
Если к дедлайну 6 марта Артемий не будет переподписан, его придётся обменивать — в Нью-Йорке явно не хотят потерять его бесплатно.
Однако обмен может оказаться менее выгодным, чем кажется. Да, Панарин — топ-игрок, и интерес к нему проявят многие клубы. Но он полностью контролирует процесс благодаря полному запрету на обмен. Как и Брэд Маршанд в прошлом году, россиянин может чётко обозначить: либо конкретная команда, либо никто. В случае Маршанда это была «Флорида», и цена соответствовала — условный выбор в первом раунде.
Если Панарин пойдёт тем же путём, «Рейнджерс» могут рассчитывать на столь же скромную отдачу. Даже при более открытом торге речь, вероятно, пойдёт о выборе в середине или конце третьего десятка драфта НХЛ 2026 года и одном-двух неплохих проспектах. Такой прецедент уже задавали обмены Мариана Габорика, Джерома Игинлы и Ильи Ковальчука в прошлые дедлайны.
Жизнь после Панарина
Если идея заключается в том, чтобы освободить место под перестройку состава, трудно понять, как это реализовать. «Рейнджерс» и так испытывают серьёзные проблемы с созданием моментов, а Панарин — их главный источник атаки. Замена его на рынке свободных агентов за реальные деньги, условно говоря, на Алекса Така или Ника Шмалца лишь ускорит скатывание команды в посредственность.
Рынок обменов непредсказуем, но на данный момент очевидных кандидатов нет. Даже если они появятся, есть ли у «синерубашечников» активы, чтобы провернуть сделку? С Куинном Хьюзом у них это не получилось даже близко.
Возможно, тогда идея заключается в том, чтобы обменять Панарина как часть более масштабного плана по перестройке.
Даже если руководство клуба одобрит такой курс, что маловероятно, «Рейнджерс» не готовы к полноценному сливу сезона. Уже одни только Игорь Шестёркин и Адам Фокс не позволят команде быть достаточно слабой в ближайшие несколько кампаний.
Лучшее из плохих решений
Сейчас у ньюйоркцев нет по-настоящему хороших вариантов. У болельщиков есть немало причин опасаться подписания ещё одной многолетней сделки с возрастной звездой. Если запросы Панарина окажутся слишком высокими, клубу, возможно, не останется ничего, кроме расставания.
Если же его требования будут хотя бы в разумных пределах, переподписание Артемия выглядит оптимальным вариантом с точки зрения игры. В этом случае «Рейнджерс» могут переплатить, но переплаты бывают разными. Если предложение жилья ограничено в районе, где вам необходимо жить, иногда приходится смириться с завышенной ценой и компенсировать это сокращением расходов в других сферах.
Проблема переплат за форвардов второго звена или глубины обороны в том, что таких игроков на рынке много, и в этом нет необходимости. В отличие от них, парней, реально меняющих уровень команды, как Панарин, крайне мало. И уж точно ни один из них не будет доступен в июле бесплатно, кроме как за счёт места под потолком зарплат.
Даже если «Рейнджерс» решат временно отказаться от амбиций и подождать лучших времён, им, возможно, выгоднее освобождать потолок и накапливать молодые активы другими способами — за счёт обменов Винсента Трочека, Алексиса Лафреньера, Уилла Боргена и так далее.
Если цель — заманить элитного игрока, не потребуется ли для этого состав, в котором ему будет с кем играть? Захочет ли, например, Тейдж Томпсон или Остон Мэттьюс выходить в звене с Уиллом Кайлле? Если Панарин не входит в следующее «окно» борьбы «Рейнджерс» за Кубок, он всё равно может стать мостом к этому моменту.
Да, продление контракта с Артемия может обернуться проблемами через несколько лет. Но если «синерубашечники» расстанутся с ним уже сейчас, сценариев, при которых команда не окажется в столь же плачевном положении, почти нет. Вопрос может быть не в том, приведёт ли сохранение российского форварда к светлому будущему, а в том, что без него ситуация станет ещё хуже.
Автор: Adam Herman