Глобальный бог настроен проамерикански?
На страницах Globe and Mail Нил Рейнольдс (Neil Reynolds) сопоставляет мнения двух исследователей мировых религий.
«Специалист по внешней политике Уолтер Расселл Мид (Walter Russell Mead) прославился как автор труда «Бог и золото: Британия, Америка и создание современного мира». В своем эссе о распространении христианства он провокативно отмечает: эта религия находится на подъеме практически во всех странах мира, за исключением «ЕС и исламских стран, в которых запрещен прозелитизм».
«В абсолютных количествах приверженцев и по доле глобального рынка христианство занимает самые лучшие позиции за всю историю, – отмечает Мид. – За недавние 50 лет христианство превзошло ислам и в качестве наиболее популярной религии в Африке южнее Сахары, и в качестве ведущей авраамической религии в Китае. Только Римская католическая церковь приобрела столько же приверженцев, как количество мусульман-суннитов во всем мире»…
С подобной оценкой соглашается британский исследователь международных отношений Скотт М. Томас (Scott M. Thomas), автор труда «Глобальный рост религий: борьба за душу в XXI веке». Он утверждает, что самую впечатляющую динамику распространения в мире демонстрирует не феномен ислама. Это феномен евангелического протестантизма.
В своем эссе («Глобализированный бог») Томас утверждает: в мире теперь насчитывается 688 млн евангелических христиан, и они достигли стратегической массы в таких странах, как Китай, Индия, Индонезия и Нигерия. По его мнению, евангелические христиане станут ведущей религиозной, социальной и политической силой в мире на протяжении ближайших ста лет.
«Это замечательно, учитывая марксистское прошлое страны, но в Китае быстро распространяются пятидесятничество и евангелическое христианство», – утверждает Томас. К 2050 году количество христиан там может достичь 218 млн – возможно, 16% населения. В том же году, по некоторым оценкам, количество христиан в мире превысит три миллиарда.
Подъем христианства в качестве единственной глобальной религии в мире будет иметь глубокие последствия. Мид описывает это как «самую проамериканскую веру в мире». Дело не в том, что христианство внушает людям проамериканские настроения. По мнению Мида, христианство дает людям «жизненную перспективу, созвучную американским идеалам» – протестантская трудовая этика, предпринимательские стремления и приверженность индивидуальной свободе.
А Томас утверждает, что глобальное христианство (и также ислам) будет более консервативным, чем европейское христианство. Однако он ожидает, что евангелическое христианство будет более либеральным, чем римская католическая модель, которую оно заменит в некоторых латиноамериканских странах…
Кроме того, по мнению Томаса, глобализация бога сделает «религиозные монополии» более неустойчивыми: «Религия становится вопросом выбора». Такое историческое изменение, по его мнению, уже началось в исламском мире – вероятно, как можно надеяться, как раз вовремя, чтобы избежать религиозной резни в XXI веке».