Хэмилтон-Росберг-Алонсо - кто прав, кто виноват?
После жёстких схваток во время Гран-При Бахрейна между Росбергом, с одной стороны, и Хэмилтоном и Алонсо, с другой, в мире Формулы 1 снова принялись обсуждать новые правила обгонов и предъявлять друг другу претензии. Разобраться в этом вопросе попытался обозреватель BBC Эндрю Бенсон.
О, как хочется быть мухой и побывать на встрече пилотов перед Гран-При Испании, которое должно состояться в следующем месяце. Неоднозначное решение – не наказывать после Гран-При Бахрейна Росберга за его агрессивную защиту против Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо, а также Хэмилтона за обгон вне трассы – привело к масштабным дебатам в мире Формулы 1.
О, как хочется быть мухой и побывать на встрече пилотов перед Гран-При Испании, которое должно состояться в следующем месяце. Неоднозначное решение – не наказывать после Гран-При Бахрейна Росберга за его агрессивную защиту против Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо, а также Хэмилтона за обгон вне трассы – привело к масштабным дебатам в мире Формулы 1.
Алонсо, не бросающий слов на ветер, решил высказаться по этому поводу. После изучение правил, пилот «Феррари» рассказал своим 400 000 последователям в Твиттере: «Я думаю, вы получите удовольствие от будущих гонок! Вы можете защищаться так, как пожелаете, и легко можете обгонять вне трассы! Наслаждайтесь!». Ранее Алонсо высказался о пилотировании Росберга: «Если бы вместо зоны безопасности там была стена, то не уверен, разговаривал ли я вообще сейчас».
На первый взгляд, решение стюардов не поддаётся пониманию. И с Хэмилтоном, и с Алонсо, Росберг смещался наискось вправо чрезвычайно жёстко. И Алонсо, и Хэмилтон широко ушли с трассы, дабы избежать столкновения. Но, в отличие от Хэмилтона, который продолжил движение и успешно преодолел «Мерседес», Алонсо ушёл наружу, упустил момент и остался позади.
Параграф 20.4 гласит: «Манёвры, препятствующие другим гонщикам, такие, как преднамеренное выжимание машины за пределы трассы, или иные не нормальные изменения направления запрещены». Почему же Росберга не наказали?
В решении стюардов говорится, что защита Росберга была легитимной, поскольку его движение являлось постоянным и прямолинейным, и ни Хэмилтон, ни Алонсо не обошли его на достаточную часть своих болидов. Другими словами, поскольку Росберг смещался первым, он всё время был впереди, и, следовательно, это было эффективное решение других пилотов – смещаться внутрь.
В случае с Хэмилтоном, всё достаточно ясно, нужно просто посмотреть телеповтор. С Алонсо же всё не так очевидно, и стюарды использовали запись с камеры «Феррари» для принятия решения. Я не видел записи, но те, кто изучал её, сказали, что а) Росберг двигался первым, б) Алонсо не смог обойти «Мерседес» на достаточную длину болида.
Во время гонки зрители слышали, как испанец сказал по командному радио: «Он вытолкнул меня с трассы. Нужно оставлять место, всегда должно оставляться место». Но правила звучат не совсем так. Новый параграф 20.3, добавленный в этом году, гласит: «Любой гонщик, возвращающийся на траекторию после защиты своей позиции, должен оставить, по крайней мере, ширину машины между своим болидом и краем трассы, до достижения поворота».
Теперь, обратимся к Хэмилтону. Как гласит параграф 20.2: «Гонщики должны использовать трассу всё время». Поэтому Росберг обратился к своей команде по радио: «Хэмилтон обошёл меня вне трассы». Почему же его не наказали?
Во время беседы, стюарды ответили мне на вопрос: «Получил ли Хэмилтон преимущество, двигаясь вне трассы?». Согласно их решению, находясь снаружи, он имел бы достаточно времени, чтобы пройти Росберга. Другая точка зрения гласит: «Да, это так. Но Хэмилтон ушёл вне трассы, когда в этом не было необходимости, и он прошёл его именно таким способом. Поэтому он должен быть наказан».
Собственно, сама проблема возникла потому, что Сахир имеет широкие зоны безопасности. И гонщики могут безнаказанно использовать их, зная, что если они и окажутся вне трассы, то их не занесёт на траве или не ударит о стену. Будь там трава, ни Хэмилтон, ни Алонсо даже не рискнули бы идти туда. Вместе с тем, в этом случае Росберг должен был оставить им несколько больше места.
В результате, некоторые пилоты считают, что наказан должен быть Хэмилтон, а другие считают, что Росберг. И, как раньше сказал Алонсо, чтение правил стюардами даёт гонщикам карт-бланш для обгонов вне трассы или выжимания своих конкурентов как взбредёт в голову. Именно поэтому ожидается, что встреча пилотов в Барселоне будет чрезвычайно интересной.