Англичане: "Как в России можно проводить Чемпионат мира, если от Сочи до Калининграда ехать два дня?"
Несмотря на то, что подготовка к Чемпионату мира по футболу в России идёт с опережением графика, организаторам предстоит решить ещё множество проблем. Транспорт, расизм, вопрос функционирования арен после Чемпионата мира – со всем этим необходимо разобраться до 2018-го года. Сразу после того, как стали известны 11 городов, которые примут турнир, британский журналист Дэвид Голд проанализировал ситуацию.
Сделав выбор, организаторы Чемпионата мира-2018 в России открыли новую веху в истории страны. Право на проведение игр выиграли Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Волгоград, Нижний Новгород, Калининград и Казань. Ярославль и Краснодар «отцепили».
Президент ФИФА Зепп Блаттер и генеральный секретарь Ассоциации Жером Вальке – человек, который полностью несёт ответственность за успех будущего Чемпионата мира, – говорили о России только хорошее. Но угодить ФИФА, похоже, не так уж и трудно – если учесть, сколько проблем всплыло при подготовке ЧМ-2014 в Бразилии.
Блаттер отметил, что Россия опережает график аж на год, но реальная работа началась только сейчас. Виталий Мутко, глава комитета «Россия-2018» и член исполнительного комитета ФИФА, подтвердил, что ни один из городов, и в том числе Москва, пока не готов к соревнованиям. Стадионы будут либо построены с нуля, либо реконструированы. Необходимо значительно обновить инфраструктуру в каждом из принимающих игры городов – в особенности это касается аэропортов.
В ФИФА ожидали, что список городов объявят в 2013-м году, но россияне время даром не теряли и решили сделать это на год раньше. Организаторы хотят как можно быстрее начать подготовку к турниру. Устав проведения Кубка мира будет готов к концу года, хотя в Бразилии его доделали только несколько месяцев тому назад. Часть стадионов уже строится, а в некоторых случаях строительство находится в завершающей стадии.
Несмотря на то, что работа спорится, нерешёнными остаются три ключевых вопроса, что впоследствии может стать большой проблемой. Как уже было сказано выше – речь идёт о транспорте, расизме и о наследии Чемпионата.
Не пришей кобыле хвост
Каждая страна, которая принимает крупные спортивные соревнования, рискует пустить деньги на ветер – существует вероятность, что новые дорогостоящие арены будут либо слабо заполняться, либо не будут использоваться вовсе. В ближайшие несколько лет завершится строительство стадионов для «Спартака», «Рубина» и «Зенита». Однако, что делать с ареной «Фишт» в Сочи, единственном субтропическом городе России, непонятно. После 2018-го года на ней должна была проводить матчи «Жемчужина», но в прошлом году она обанкротилась.
Владельцы «Динамо», узнав о том, что их будущий стадион не примет игры Чемпионата мира, решили резко сократить его вместимость. 45 000 мест – слишком много даже для них, а как более скромные команды планируют заполнять огромные стадионы – вопрос, который только предстоит решить. В таких городах, как Волгоград, Екатеринбург и Калининград, всего по одной профессиональной команде.
Что и говорить, если средняя посещаемость чемпионов, «Зенита», не превышает 20 тысяч зрителей. И хотя в том же Нижнем Новгороде планируют проводить на новой арене более 100 различных мероприятий в год, есть определённые сомнения, что эти идеи воплотятся в жизнь. Кстати, тут же возникает вопрос, насколько применимы требования ФИФА к стадионам в тех странах, где клубы не способны привлечь такое количество болельщиков на трибуны. Это касается Южной Африки, где проводился последний Кубок Мира, – и у России та же проблема.
Огромные расстояния между городами
По-прежнему висит в воздухе вопрос: как в России собираются решать проблему перевозки десятков тысяч гостей. Только в исключительных случаях поездка между двумя городами, в которых пройдут игры, займёт меньше 5 часов. А кое-где придётся преодолеть более 3 000 километров. Если вы решите в одиночку поехать из Калининграда в Сочи на машине или на поезде, это займёт два дня. Если не лететь самолётом, большинство поездок отнимут целые сутки. Уже не говоря о том, что между некоторыми из городов аэросообщение отсутствует в принципе.
Идея состоит в том, чтобы разделить города на кластеры – в каждом кластере будут проводиться матчи определённой группы. Исполнительный директор комитета «Россия-2018» Алексей Сорокин обещал, что будет сделано всё, чтобы командам-участникам не пришлось колесить по стране. Но уж, говоря по правде, вряд ли кто-то из футболистов во время Чемпионата собирался путешествовать.
Транспортный вопрос остаётся в центре внимания. В отчёте ФИФА, в целом положительном, подчёркивается, что транспорт – это ахиллесова пята проекта. Об этом говорилось ещё перед выборами места проведения Чемпионата в 2010-м году.
«Необъятность территорий и географическое расположение... предполагают зависимость от авиаперевозок, что в перспективе может привести к внутренним и международным проблемам в связи с отсутствием альтернативного транспорта, перемещающегося на большие расстояния», – отмечали в ФИФА, добавляя, что даже при необходимой модернизации уровень некоторых городов не соответствует требованиям.
Также предстоит многое сделать авиаперевозчикам. В прошлом году Россия была признана самой опасной страной в мире для полётов пассажирскими самолётами. В 2010-м году авиакатастрофа произошла в одном из московских аэропортов – там, где всего за несколько недель до этого приземлялся самолёт со сборной Бельгии. Всё это наследие устаревшего и не отвечающего современным стандартам советского авиационного флота. Впрочем, по проекту Россия в 2018-м году предстаёт современным государством, не имеющим ничего общего с прежней, времён холодной войны.
Этот пункт был единственным в отчёте ФИФА образца 2010-го года, которому присвоили уровень «повышенного риска». Вскоре появились планы по строительству высокоскоростной сети железных дорог, но по прошествии пары лет грандиозный проект, ставящий целью сократить время поездок, под угрозой гибели. Согласно сообщениям российских СМИ, в ближайшие три года деньги из федерального бюджета на обновление железнодорожной сети не поступят. В РЖД подтвердили, что они так и не получили официального ответа на их запрос, столкнувишись со встречным вопросом «У вас нет идей получше?».
Расизм
Ещё одна хорошо известная, более деликатная проблема, показывающая Россию не в лучшем свете, – это расизм. Когда Эммануэль Эменике показывает неприличный жест болельщикам, оскорбляющим его по расовому признаку, а клуб не получает за это никакого наказания – это серьёзный повод для размышлений. Грустно и то, что полиция не может ничего сделать с фанатом, бросившим банан в Роберто Карлоса в одной из игр в Самаре в прошлом сезоне. Причём обвиняемый утверждает, что в его поступке не было расистских мотивов – банан оказался у него в руках случайно.
Поворотной точкой в борьбе против расизма могло стать недавнее приобретение двух высококлассных игроков «Зенитом» – Халка и Акселя Витцеля. Бывший тренер клуба Дик Адвокаат признался однажды, что ему не давали покупать темнокожих футболистов, потому что фанаты отказывались их принимать. Теперь в «Зените» таких двое.
Однако не так давно возле базы «Зенита» было найдено взрывное устройство с прикреплённой к нему фотографией Халка. Это доказываает: проблема далека от решения. Глава Российской премьер-лиги Сергей Чебан, стремящийся победить расизм, хочет обязать клубы устанавливать камеры наблюдения, чтобы избежать подобных инцидентов. Московский «Спартак» и махачкалинский «Анжи» уже присоединились к этой инициативе. В России не отрицают, что проблема расизма есть, но предстоит сделать ещё очень многое, чтобы слова стали делом.
Удвоенный бюджет
Масштаб работ говорит о том, что в ближайшие несколько лет России придётся выложить огромную сумму и при этом избежать ошибок, которые допустили их соседи из Украины минувшим летом. В стране процветала коррупция, и перерасход средств на проведение Чемпионата Европы был неизбежен. Железных доказательств того, что то же происходит и в России, нет, но то, каким способом она добилась проведения Чемпионата, вызывает большие сомнения. Помимо значительного числа ставок на победу России, не стоит забывать и об отстранении от работы двух членов исполнительного комитета УЕФА, заявивших, что им предлагали взятки во время выборов.
Следственный отдел комитета по этике ФИФА под председательством Майкла Гарсии тщательно анализирует как количество сделанных ставок во время выборов, так и другие проявления коррупции. Организаторы Кубка мира пока спокойно относятся к расследованию. Но это пока. Им ещё придётся поволноваться. После того, как было объявлено о том, что бюджет турнира увеличен вдвое и достиг отметки в 15 млрд евро, к России обращён ещё более пристальный взгляд.
Может быть, Россия и делает успехи, но с исторического для российского футбола события в Цюрихе прошло уже два года, и самые трудные вопросы по-прежнему остаются открытыми.
Сделав выбор, организаторы Чемпионата мира-2018 в России открыли новую веху в истории страны. Право на проведение игр выиграли Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Волгоград, Нижний Новгород, Калининград и Казань. Ярославль и Краснодар «отцепили».
Президент ФИФА Зепп Блаттер и генеральный секретарь Ассоциации Жером Вальке – человек, который полностью несёт ответственность за успех будущего Чемпионата мира, – говорили о России только хорошее. Но угодить ФИФА, похоже, не так уж и трудно – если учесть, сколько проблем всплыло при подготовке ЧМ-2014 в Бразилии.
Блаттер отметил, что Россия опережает график аж на год, но реальная работа началась только сейчас. Виталий Мутко, глава комитета «Россия-2018» и член исполнительного комитета ФИФА, подтвердил, что ни один из городов, и в том числе Москва, пока не готов к соревнованиям. Стадионы будут либо построены с нуля, либо реконструированы. Необходимо значительно обновить инфраструктуру в каждом из принимающих игры городов – в особенности это касается аэропортов.
В ФИФА ожидали, что список городов объявят в 2013-м году, но россияне время даром не теряли и решили сделать это на год раньше. Организаторы хотят как можно быстрее начать подготовку к турниру. Устав проведения Кубка мира будет готов к концу года, хотя в Бразилии его доделали только несколько месяцев тому назад. Часть стадионов уже строится, а в некоторых случаях строительство находится в завершающей стадии.
Несмотря на то, что работа спорится, нерешёнными остаются три ключевых вопроса, что впоследствии может стать большой проблемой. Как уже было сказано выше – речь идёт о транспорте, расизме и о наследии Чемпионата.
Не пришей кобыле хвост
Каждая страна, которая принимает крупные спортивные соревнования, рискует пустить деньги на ветер – существует вероятность, что новые дорогостоящие арены будут либо слабо заполняться, либо не будут использоваться вовсе. В ближайшие несколько лет завершится строительство стадионов для «Спартака», «Рубина» и «Зенита». Однако, что делать с ареной «Фишт» в Сочи, единственном субтропическом городе России, непонятно. После 2018-го года на ней должна была проводить матчи «Жемчужина», но в прошлом году она обанкротилась.
Владельцы «Динамо», узнав о том, что их будущий стадион не примет игры Чемпионата мира, решили резко сократить его вместимость. 45 000 мест – слишком много даже для них, а как более скромные команды планируют заполнять огромные стадионы – вопрос, который только предстоит решить. В таких городах, как Волгоград, Екатеринбург и Калининград, всего по одной профессиональной команде.
Что и говорить, если средняя посещаемость чемпионов, «Зенита», не превышает 20 тысяч зрителей. И хотя в том же Нижнем Новгороде планируют проводить на новой арене более 100 различных мероприятий в год, есть определённые сомнения, что эти идеи воплотятся в жизнь. Кстати, тут же возникает вопрос, насколько применимы требования ФИФА к стадионам в тех странах, где клубы не способны привлечь такое количество болельщиков на трибуны. Это касается Южной Африки, где проводился последний Кубок Мира, – и у России та же проблема.
Огромные расстояния между городами
По-прежнему висит в воздухе вопрос: как в России собираются решать проблему перевозки десятков тысяч гостей. Только в исключительных случаях поездка между двумя городами, в которых пройдут игры, займёт меньше 5 часов. А кое-где придётся преодолеть более 3 000 километров. Если вы решите в одиночку поехать из Калининграда в Сочи на машине или на поезде, это займёт два дня. Если не лететь самолётом, большинство поездок отнимут целые сутки. Уже не говоря о том, что между некоторыми из городов аэросообщение отсутствует в принципе.
Идея состоит в том, чтобы разделить города на кластеры – в каждом кластере будут проводиться матчи определённой группы. Исполнительный директор комитета «Россия-2018» Алексей Сорокин обещал, что будет сделано всё, чтобы командам-участникам не пришлось колесить по стране. Но уж, говоря по правде, вряд ли кто-то из футболистов во время Чемпионата собирался путешествовать.
Транспортный вопрос остаётся в центре внимания. В отчёте ФИФА, в целом положительном, подчёркивается, что транспорт – это ахиллесова пята проекта. Об этом говорилось ещё перед выборами места проведения Чемпионата в 2010-м году.
«Необъятность территорий и географическое расположение... предполагают зависимость от авиаперевозок, что в перспективе может привести к внутренним и международным проблемам в связи с отсутствием альтернативного транспорта, перемещающегося на большие расстояния», – отмечали в ФИФА, добавляя, что даже при необходимой модернизации уровень некоторых городов не соответствует требованиям.
Также предстоит многое сделать авиаперевозчикам. В прошлом году Россия была признана самой опасной страной в мире для полётов пассажирскими самолётами. В 2010-м году авиакатастрофа произошла в одном из московских аэропортов – там, где всего за несколько недель до этого приземлялся самолёт со сборной Бельгии. Всё это наследие устаревшего и не отвечающего современным стандартам советского авиационного флота. Впрочем, по проекту Россия в 2018-м году предстаёт современным государством, не имеющим ничего общего с прежней, времён холодной войны.
Этот пункт был единственным в отчёте ФИФА образца 2010-го года, которому присвоили уровень «повышенного риска». Вскоре появились планы по строительству высокоскоростной сети железных дорог, но по прошествии пары лет грандиозный проект, ставящий целью сократить время поездок, под угрозой гибели. Согласно сообщениям российских СМИ, в ближайшие три года деньги из федерального бюджета на обновление железнодорожной сети не поступят. В РЖД подтвердили, что они так и не получили официального ответа на их запрос, столкнувишись со встречным вопросом «У вас нет идей получше?».
Расизм
Ещё одна хорошо известная, более деликатная проблема, показывающая Россию не в лучшем свете, – это расизм. Когда Эммануэль Эменике показывает неприличный жест болельщикам, оскорбляющим его по расовому признаку, а клуб не получает за это никакого наказания – это серьёзный повод для размышлений. Грустно и то, что полиция не может ничего сделать с фанатом, бросившим банан в Роберто Карлоса в одной из игр в Самаре в прошлом сезоне. Причём обвиняемый утверждает, что в его поступке не было расистских мотивов – банан оказался у него в руках случайно.
Поворотной точкой в борьбе против расизма могло стать недавнее приобретение двух высококлассных игроков «Зенитом» – Халка и Акселя Витцеля. Бывший тренер клуба Дик Адвокаат признался однажды, что ему не давали покупать темнокожих футболистов, потому что фанаты отказывались их принимать. Теперь в «Зените» таких двое.
Однако не так давно возле базы «Зенита» было найдено взрывное устройство с прикреплённой к нему фотографией Халка. Это доказываает: проблема далека от решения. Глава Российской премьер-лиги Сергей Чебан, стремящийся победить расизм, хочет обязать клубы устанавливать камеры наблюдения, чтобы избежать подобных инцидентов. Московский «Спартак» и махачкалинский «Анжи» уже присоединились к этой инициативе. В России не отрицают, что проблема расизма есть, но предстоит сделать ещё очень многое, чтобы слова стали делом.
Удвоенный бюджет
Масштаб работ говорит о том, что в ближайшие несколько лет России придётся выложить огромную сумму и при этом избежать ошибок, которые допустили их соседи из Украины минувшим летом. В стране процветала коррупция, и перерасход средств на проведение Чемпионата Европы был неизбежен. Железных доказательств того, что то же происходит и в России, нет, но то, каким способом она добилась проведения Чемпионата, вызывает большие сомнения. Помимо значительного числа ставок на победу России, не стоит забывать и об отстранении от работы двух членов исполнительного комитета УЕФА, заявивших, что им предлагали взятки во время выборов.
Следственный отдел комитета по этике ФИФА под председательством Майкла Гарсии тщательно анализирует как количество сделанных ставок во время выборов, так и другие проявления коррупции. Организаторы Кубка мира пока спокойно относятся к расследованию. Но это пока. Им ещё придётся поволноваться. После того, как было объявлено о том, что бюджет турнира увеличен вдвое и достиг отметки в 15 млрд евро, к России обращён ещё более пристальный взгляд.
Может быть, Россия и делает успехи, но с исторического для российского футбола события в Цюрихе прошло уже два года, и самые трудные вопросы по-прежнему остаются открытыми.