Приведет ли локаут 2012 к мультилиговой конкурентной модели? Часть 2
Кто покинет НХЛ?
Игроки и раньше уезжали из НХЛ, чтобы продолжить карьеру в другом месте. Чаще всего это делали хоккеисты, приближающиеся к концу карьеры, которым уже не светил контракт в НХЛ. Майк Кин, трехкратный обладатель Кубка Стэнли, после девятнадцати лет в НХЛ провел пять лет в АХЛ, защищая цвета «Манитобы» из родного города. Сергей Федоров, Доминик Гашек, Олег Твердовский и Мартин Ручински уехали из НХЛ после долгих успешных карьер. После этого они несколько лет играли в КХЛ, Экстралиге и других чемпионатах. Возьмем, к примеру, Петера Форсберга – он провел два сезона в шведском МОДО в надежде вернуться в НХЛ.
А вспомним хотя бы Яромира Ягра. В 2008 году после 18 сезонов в НХЛ Ягр подписал пятимиллионный контракт с омским «Авангардом» из КХЛ, и это несмотря на серьезный интерес со стороны клубов НХЛ. Весной 2009-го Ягр заявил, что по-настоящему хочет вернуться в НХЛ, но ему нужен был отдых от нагрузок продолжительного сезона (82 матча). Чех провел три сезона в КХЛ прежде, чем вернуться в «Филадельфию», где он провел сезон 2011-2012 и набрал 54 очка в 73 матчах всего за 3,3 миллиона. По сути, Ягр сыграл почти 300 матчей за пределами НХЛ: за время локаута и трехлетнего отсутствия.
Можно сказать, что силы оставили Ягра еще до 2008 года, как и других игроков, отправившихся за океан, но в чемпионате 2011-2012 он показал, что до конца карьеры ему еще далеко и до уровня НХЛ он дотягивает. Ему платили по 5 миллионов (больше, чем позднее в НХЛ) за сезон из 54 матчей (не 82). Если НХЛ попытается снизить зарплаты, уравняет ли это лиги в глазах игроков? Возможно, именно об этом говорили Костицын и Ковальчук. Может быть, они даже руководствовались примером Ягра. Мы уже наблюдаем, как хоккеисты самого разного уровня уезжают в КХЛ: Брент Сопел, Эрик Кристенсен и Марцел Хосса.
Может ли хоккей уподобиться футболу?
Посмотрите на мир профессионального футбола. Дэвид Бекхэм играл за «Манчестер Юнайтед» из английской премьер-лиги, «Реал» из Примеры, «Лос-Анджелес Гэлакси» из МЛС и «Милан» из Серии А. Многие топовые футболисты по ходу своей карьеры переезжают из страны в страну – Англия, Португалия, Италия, Франция, Бразилия, США и т.д. В мире много высококлассных лиг, где оплата и уровень достаточно высоки, а трансферный механизм между лигами отлажен, и игроки могут свободно требовать самые большие суммы за свои услуги.
В мире большого футбола в разы больше денег, чем в мире хоккея, и, честно говоря, большая часть хоккейных средств все еще находится в НХЛ. Однако, как и в случае с футболом, в хоккей играют во многих странах. Существует множество профессиональных лиг и звездных игроков. Если НХЛ попадет в такую же среду, то она потеряет звание лучшей профессиональной хоккейной лиги мира, ведь сильнейшие хоккеисты могут отправиться в Россию, Швецию, Швейцарию или куда-то еще так же легко, как в Северную Америку. Возьмем ситуацию с Ягром: он зарабатывал почти столько же, сколько и в НХЛ, при этом играл на 20 игр меньше, чем в Северной Америке. Кроме того, в России он был ближе к родной Чехии, чем в Нью-Йорке или любом другом центре НХЛ.
Мы не можем игнорировать тот факт, что сейчас НХЛ – первая в хоккейном мире: по части дохода, представленного зрелища и общего уровня жизни. Но в то же время нельзя игнорировать то, что лига переживает третий локаут с 1994 года, и сложился шаблон, по которому владельцы в плановом порядке просят игроков отдать им часть доходов и ограничить мобильность внутри лиги. Возможно ли, что повторяющиеся проблемы с трудовым соглашением, контроль над зарплатами и переходами, а также нависшая атмосфера рока и депрессивности заставят игроков рассматривать КХЛ, Экстралигу, Элит-Лигу (Швеция) в качестве других жизнеспособных альтернатив?
Продолжение следует…