Трансформация Овечкина: пойдет ли Ови по пути Айзермана начала 90-х?
На прошлой неделе Алекс Овечкин сидел в вестибюле «Agganis Arena» бостонского университета, с бременем надежд «Вашингтон Кэпиталз» о плей-офф Кубка Стэнли на своих могучих плечах. Вряд ли существует нечто большее, что он хочет сделать, чем проторить своей команде путь в плей-офф в 6-й раз кряду. С этим все понятно.
Но в то время как «Кэпиталз» испытывают трудности с тем, чтобы сохранять пристойную позицию в Восточной конференции, Овечкин продолжает искать возможности благополучного разрешения самого значительного переходного периода в карьере.
Под руководством главного тренера клуба Адама Оутса, двукратный обладатель «Харт Трофи» пытается улучшить и оживить свою игру.
Оутс перебросил Овечкина на противоположный фланг и вменил ему в обязанность большую, нежели ранее, ответственность при игре во всех 3-х зонах площадки. Тем не менее, по прошествии 28 игр, капитан команды по-прежнему не может до конца нащупать свою игру.
Оутс перебросил Овечкина на противоположный фланг и вменил ему в обязанность большую, нежели ранее, ответственность при игре во всех 3-х зонах площадки. Тем не менее, по прошествии 28 игр, капитан команды по-прежнему не может до конца нащупать свою игру.
«Я все еще учусь, – говорит 27-летний Овечкин. – Если это принесет пользу мне и команде, я сделаю все возможное. Находясь в таком положении, нужно верить, что все сработает. Если это может помочь команде одерживать победы, необходимо делать все, что в твоих силах».
Необходимость в преобразовании игры Овечкина возникла по результатам 2-х предыдущих сезонов, по ходу которых он стал меньше забивать и зарабатывать меньше очков. Дело не только в том, что наметился регресс в его статистических показателях результативности, – количество голов снизилось повсеместно в Национальной Хоккейной Лиге. Дело в том, что некогда неудержимые движения звездного флангового нападающего стали предсказуемыми, и его динамичное присутствие на площадке стало нейтрализоваться защитными действиями соперника.
«Я не могу сказать, что он сильно изменился, – говорит об Овечкине капитан «Каролины» Эрик Стаал. – Он по-прежнему является хорошим игроком. На площадке его всегда стоит опасаться. Но в те годы, в молодые годы, он просто летал надо льдом. Для того чтобы сдержать его, требовалось прилагать неимоверные усилия».
Хоккеист «Тампы» Стивен Стэмкос превратился в неудержимого завершителя атак из игрока, хороводившего лишь в большинстве. Илья Ковальчук из «Нью-Джерси Девилз» был единственным действующим лицом в «Атланте», но в составе «Нью-Джерси» стал, помимо забивания голов, отрабатывать и в защите. Сидни Кросби, «Питтсбург Пингвинз» которого лидирует в Восточной конференции, добавил в свой репертуар более утонченный бросок и стал лучше действовать на вбрасывании.
«Алекс сейчас пытается пройти через эту трансформацию», – говорит хоккейный аналитик и бывший генеральный менеджер клуба НХЛ Крэйг Баттон, сравнивая обстоятельства переходного периода Овечкина с преобразованиями в игре Стива Айзермана в начале 1990-х.
Перед тем как Скотти Боумен взял бразды правления «Детройтом» в свои руки и захотел сделать Айзермана разносторонним талантом, Стив зарабатывал более 100 очков на протяжении 6 сезонов кряду.
«Клуб просил Стива забивать голы, но Скотти чувствовал, что, по мере того как команда развивается, он мог в некоторой мере жертвовать игрой в атаке. Этим он мог принести команде пользу, – рассуждает Баттон. – Что касается Алекса, мне кажется, не вызывает никаких сомнений, что ему важно, чтобы команда побеждала, и он хочет побеждать. Нужно дать ему время, и лишь после этого выносить вердикт в его отношении».
Оутс хочет от Овечкина не только голов.
«Я хочу и другого, – говорит Оутс. – Мне кажется, у него появляется достаточно возможностей. Несомненно, мы пытаемся создавать их для него как можно больше. Но я также хочу, чтобы и он создавал шансы для Никласа Бэкстрема и вингеров, с которыми он выступает. Он это знает. Но иногда каждому стоит о чем-то напоминать. Никто не совершенен. Он думает, что его работа – забивать голы. Так и есть, но не стоит забывать и о других обязанностях».
Тем не менее, Овечкин всегда измерял свой успех в заброшенных шайбах. Голы – то, чего он ожидает от себя, и именно поэтому «Вашингтон» подписал с ним 13-летний, 124 миллионный контракт в 2008-м.
Этого от него ждет и требовательный хоккейный мир. По причине недостаточной продуктивности он стал легкой мишенью для критических стрел таких хоккейных аналитиков, как Майк Милбури и Пьер Макгуайр.
«Моя работа – забивать голы. Люди хотят видеть заброшенные шайбы. Они не обращают внимания на мои остальные компоненты игры, когда я отдаю пас на Маркуса Йоханссона или когда провожу хороший силовой прием. Они этого не видят, – говорит Овечкин, добавляя, что старается не обращать внимания на критику, – они хотят видеть голы. Я это понимаю, но иногда я просто не могу принимать близко к сердцу все, что говорят люди».
Овечкин продемонстрировал способность выполнять указания Оутса во время воскресного поединка против «Сэйбрз», завершившегося победой «Кэпиталз» со счетом 5-3. Он забил гол и поддерживал своих партнеров по звену, отходя глубоко назад на протяжении всего матча. Кроме того, он продемонстрировал и физическую силу, когда вступился за Бэкстрема в том моменте, когда тот был грубо атакован Стивом Оттом.
Но, несмотря на ряд позитивных примеров, в некоторых матчах старые привычки берут свое, и тогда Овечкин в одиночку атакует 3-х игроков соперника в чужой зоне защиты или невразумительно действует в нейтральной или своей защитной зоне.
«Я не верю в то, что он ленивый игрок. Ему присуще столько желания, что им можно поделиться с другими, -–оворит спортивный аналитик Рэй Ферраро, – но мне кажется, что лучшие хоккеисты обладают таким IQ, что когда они катятся по льду со скоростью 25 миль в час, то могут замечать что-то краем глаза и приспосабливаться к ситуации, тем самым действуя лучше в отдельно взятом моменте игры. Я не знаю, умеет ли делать это Ови».
Изменения в игре Овечкина не привели к сиюминутному улучшению показателей результативности. С того времени, как он разжился хет-триком в ворота «Нью-Джерси» 23 февраля (единственной игре сезона, в которой он забросил больше одного гола), на счету Овечкина значатся лишь 3 гола и 6 голевых передач в 11 матчах.
На настоящее время он забросил 11 голов и набрал 23 очка, что превратилось бы приблизительно в 32 гола и 67 очков на момент окончания полного сезона, если бы дела шли так же и дальше. Трудно предположить, стал бы этот показатель удовлетворительным для Овечкина или нет. Как Овечкин, так и Оутс верят в то, что ему по силам вновь забросить 50-60 шайб за сезон, в то время как другие считают, что в современной НХЛ такое невозможно.
Бэкстрем соглашается с тем, что Овечкину это по силам, но обращает внимание на то, что приспособление к изменениям, вводимым Оутсом, требует времени.
«В нем есть потенциал. Он не стал другим хоккеистом, – поведал Бэкстрем. – Если тренер хочет его изменить, это займет некоторое время. Он играл в одну игру, а теперь ему нужно измениться. Это процесс».