Одесская трагедия. Когда футбольный хулиганизм нашел отражение в политике
За смертями 42-х человек в Одессе, в результате которых ситуация с кризисом в Украине обострилась еще больше, стоит не только ухудшающаяся политическая конфронтация, но и неистовый футбольный хулиганизм.
Столкновения, кульминацией которых стал ужасающий пожар в доме профсоюзов, унесший жизни 38 человек, большинство из которых представляли пророссийские активисты, начался в пятницу с прохода болельщиков к футбольному стадиону, на котором в 5 часов вечера начинался матч.
Болельщики одесского «Черноморца» присоединились к фанатам «Металлиста» из Харькова, располагающегося на Северо-Востоке Украины, чтобы вместе выдвинуться на игру.
Первоначально у болельщиков не было планов обратить проход, в котором было задействовано 1500 человек в то, что, в итоге, получилось: митинг в поддержку единения Украины. Однако случилось то, что случилось.
«В марше принимали участие молодые болельщики. А в этой стране именно молодые люди больше выступают за единение Украины, нежели за поддержку России», - говорит Наталья Петропавловская – лидер местного «промайдановского» движения.
Проход, украшенный в желто-голубые цвета украинского флага и клубные цвета «Металлиста», был атакован несколькими сотнями пророссийских головорезов, очевидно готовых к насилию. Как говорят очевидцы, некоторые из них были одеты в маски и каски.
В результате стычки, по крайней мере, 4 человека погибли от пулевых ранений и сотни были ранены.
Олег Константинов был в числе тех раненых, которых доставили в местную еврейскую больницу, где ему оказали помощь после пулевых ранений в руку и ногу.
«Когда началась стрельба, я сказал, что, наверное, приехала милиция, - делится он. – Меня ранили в руку, и когда мои друзья начали вытаскивать меня, еще одна пуля попала мне в руку, и одна в ногу».
Очевидец, назвавшийся Богданом, рассказывает: «Две фанатские группировки шли по городу, когда началась стрельба и полетели самодельные гранаты».
«Полиция ничего не делала. Однако фанаты начали отвечать. Они превосходили атакующих числом, и драться им было не впервой».
Петропавловская сказала, что, хотя, пророссийские активисты и были вооружены, «они допустили большую ошибку, напав на фанатов».
«Это была большая толпа болельщиков, и они знали, как себя вести. Они не только не боялись оружия, но и пришли в ярость, когда по ним начали стрелять».
Информация о столкновении практически моментально распространилась посредством мобильной связи и социальных сетей.
Таким образом, на поле боя прибыло еще больше фанатов.
Таким образом, на поле боя прибыло еще больше фанатов.
«Я смотрел матч, и все мы заметили, что во время перерыва между таймами трибуны начали пустеть, - сказал один из болельщиков, присутствовавших на стадионе. – Фанаты ушли драться».
После того как уличные бои стихли, увеличивающаяся толпа проследовала к палаточному лагерю на площади у дома профсоюзов, где пророссийские активисты находились с середины марта.
«Разъяренная толпа, жаждущая мести, прошла к Куликову полю. Они собирались разобраться с пророссийским лагерем, - объясняет Петропавловская. – Они хотели уничтожить, поджечь его».
Находившиеся в меньшинстве пророссийские активисты «могли просто скрыться. Они знали, что на них движется обозленная толпа. Прошло 2 часа со времени атаки марша и прибытием фанатов на Куликово поле», - говорит Наталья.
«Однако вместо этого они укрылись в здании дома профсоюзов».
Лидер протестующих признала, что в здание бросались коктейли Молотова. Это видно на многочисленных видео.
Однако, по ее словам, пророссийские активисты также бросали из здания камни и стреляли по толпе с крыши. Это подтвердило и украинское правительство.
Наверное, никогда не станет доподлинно известно, какая из сторон фактически разожгла убийственное пламя, охватившее здание. В результате пророссийские активисты оказались в ловушке из огня и удушливого дыма.
Однако многие очевидцы трагедии говорят, что пожарные среагировали слишком медленно.
«Это ужасно. Мы не хотели, чтобы такое случилось. Нам жаль, что последовали все эти смерти», - сказала Петропавловская.
«Молодыми людьми манипулировали. Я сама много раз вызывала пожарных, и я до сих пор не могу понять, почему они отреагировали так не скоро».
В результате трагедии Украина объявила о двухдневном трауре.
В воскресенье премьер-министр Арсений Яценюк посетил убитый горем портовый город на берегу Черного моря, чтобы выразить шок и солидарность со стороны правительства.
В интервью BBC Яценюк пообещал провести «полное, всеобъемлющее и независимое расследование» по поводу событий.
Он также сказал, что пророссийские активисты спровоцировали насилие. Началось расследование в отношении каждого одесского офицера милиции за «неэффективную реакцию» по мере того, как столкновения вышли из-под контроля.
«Они нарушили закон», - сказал он.