Трэйнсерфинг по-русски: Экстремальный вид спорта или социальная проблема?
Начиная с 10 лет, Саша каждый день ездит на электричке в Москву из своего дома в пригороде и назад. Однако вместо того, чтобы сидеть внутри вместе с другими пассажирами, он бегает по крыше в то время, как поезд мчится вперед.
Подобно Саше, все больше молодых россиян рискуют своими жизнями ради выброса адреналина, который они получают за счет игнорирования скорости и государственных органов.
Они называют себя «Зацеперами», и гордятся своими рискованными подвигами.
«Я уже не веду счет километрам, которые я проехал на крышах поездов».
«Когда я начинал, я занимался «серфингом» день и ночь, и даже не ходил в школу», - говорит Саша.
На лице Саши, которому едва исполнилось 18 лет, по-прежнему разглядываются мальчишеские черты, по мере того, как он с юношеской бравадой говорит о том, что риска нет «в том случае, если ты не пьешь».
«Однажды вечером я возвращался домой с другом, который слегка выпил. Он упал с поезда и тотчас погиб, - делится Саша. – Я перестал заниматься трэйнсерфингом на одну неделю, но затем начал вновь».
Приятель Саши Владимир, которому 14 лет, занимается «серфингом» уже один год.
«Когда ты находишься на крыше поезда, и мимо тебя все пролетает, ты ощущаешь свободу и то, что никто не может нас остановить».
В их чувстве безнаказанности виновны, по большей части, смешные штрафы, которые рискуют уплатить «Зацеперы» в том случае, если их поймает полиция: 100 рублей ($3,50), Вскоре эта сумма может повыситься до теоретически более серьезных 5000 рублей. Национальная железнодорожная компания пытается добиться этого уже на протяжении многих лет.
«Это ничего не изменит, - говорит Саша. – Наоборот, в таком случае мы будем уделять больше внимания тому, что избегать полиции, а не концентрировании на нашей безопасности, и это будет стоить большего количества жизней».
Две недели назад 16-летнйи Миша занимался трэйнсерфингом, и московская полиция попыталась схватить его, когда электричка остановилась на одной из станций.
«Я попытался спрыгнуть и убежать от них, но ударился головой о перрон при приземлении».
«Мое лицо было залито кровью», - говорит он.
Когда Миша вернулся домой, его родители попросту сказали ему «быть поосторожней».
«Но мне стало скучно ездить на пригородных электричках. Заниматься трэйнсерфингом на них слишком просто».
«Больше нет выброса адреналина. Возможно, я попробую «Сапсан»» - высокоскоростной поезд, который связывает Москву и Санкт-Петербург, достигающий скорости в 250 км/ч, что более чем в 2 раза выше скорости обычной электрички.
«Зацеперы» не только забираются на крышу поезда. Они перепрыгивают с вагона на вагон и свисают с поезда, держась за перила лишь одной рукой.
«Это ни спорт, ни способ бросить вызов государственным органам», - говорит Александр Тарасов – известный социолог, изучающий российскую молодежь.
«Это способ времяпровождения для молодых людей, до которых никому нет дела – ни государству, ни обществу, ни их семьям».
«Во времена Советского Союза, Комсомол был в ответе за молодых людей, и занимался организацией спортивных и культурных мероприятий для них. Сегодня же нашим детям нечем заняться», - сказал Тарасов.
Президент Владимир Путин, который зачастую проникается ностальгией в отношении СССР, пытается заполнить этот пробел путем возрождения физкультурной программы советской эры под названием «Готов к труду и обороне», которая должна начаться по возвращении учеников в школы в сентябре.
«Это просто попытка бросить пыль в глаза! Это не остановит молодежь от занятия трэйнсерфингом», - предполагает Тарасов.
«Нужно обращаться к реальной проблеме – их социальной среде обитания. Дети живут с родителями алкоголиками или наркоманами, которые достигли совершеннолетия в 1990-х, после распада Советского Союза, и не получили строгого воспитания», - говорит он.
В Чухлинке, маленькой станции к Юго-востоку от Москвы, лишь немногое количество пассажиров проходят через турникеты, оплатив проезд.
Абсолютное же большинство, как взрослые, так и подростки, просто перепрыгивают через них вместо того, чтобы покупать билет.
«Я никогда не перестану ездить зайцем и заниматься трэйнсерфингом. Я не буду платить за то, чтобы меня держали взаперти в вагоне. Я просто не смогу этого делать».
«И сейчас я изучил московскую область, как свои пять пальцев. Электричка стала моим домом!».