«Красная Армия» - История о том, как советский хоккей правил миром, а затем развалился на части
22-го февраля исполнилось 35 лет со времени знаменитого «Чуда на льду», наверное, самого известного матча для большинства американцев. В этой игре молодые хоккеисты сборной США одолели опытную советскую дружину, повергнув в шок телекомментатора Аля Майклса, произнесшего знаменитую фразу: «Вы верите в чудеса?». В конечном счете американцы завоюют золотые медали, выиграв в последнем матче у сборной Финляндии.
Однако для сборной Советского Союза это поражение случилось в начале трансформационного периода. У национальной команды сменился главный тренер, многих хоккеистов из числа ветеранов попросили из сборной, и советский хоккей нашел новый способ двигаться вперед в 1980-х. Новый тренер, которого недолюбливали хоккеисты, собрал в сборной одну из самых сильных групп игроков в истории, и на протяжении десятилетия эта сборная всецело доминировала на ледовых площадках, а в выставочных матчах даже давала отпор самым известным хоккеистам НХЛ.
История этого временного отрезка (и история о том, как все, в конечном счете, пришло к распаду Советского Союза), является темой нового, приковывающего внимание документального фильма под названием «Красная армия». Недавно я поговорил с режиссером фильма Гейбом Польски о том, что сделало советскую хоккейную систему такой особенной. О том, правы ли были хоккеисты, недолюбливая своего тренера, и о стереотипах, с которыми столкнулись советские хоккеисты, иммигрировавшие в Северную Америку и НХЛ.
- Какие изменения, по вашему мнению, привнес Советский Союз в такую игру, как хоккей?
- Они подходили к хоккею с философской и творческой точки зрения. Основателем советского стиля игры в хоккей является Анатолий Тарасов, который увлекался шахматами, балетом и литературой. Он сделал хоккей более волшебным для восприятия, глубоким отражением человеческой креативности. Этот стиль был очень подвижным, импровизационным. Они играли джаз на льду.
Североамериканский стиль был более консервативным, прямолинейным и систематическим. Почти примитивным. В Северной Америке не проявляли креативность, как в СССР. Сборная Советского Союза любила владеть шайбой. Они хотели владеть шайбой весь матч. Можно было видеть, как они плетут кружева на льду, постоянно находясь в движении и перепасовываясь.
- Вы встречались с хоккеистами, которые приезжали играть в Северную Америку, и начинали испытывать проблемы. Что являлось для них самым большим различием при переезде в НХЛ?
- Они испытывали проблемы не из-за культурных различий. Это были различия в идеях о том, как нужно играть в хоккей. При советском стиле игры на льду находится 5 игроков, которые знакомы с такой системой, могут играть и творить вместе. Нельзя просто пригласить талантливого парня в североамериканскую команду, и ожидать, что он добьется успеха.
При таком стиле вместе должны играть все пятеро игроков. Североамериканский же стиль больше основан на индивидуальном подходе. Таким образом, парням было сложно приспособиться к новому для себя стилю игры, и в процессе этого приспособления они загоняли себя в яму.
- Оказал ли влияние советский стиль игры на современный хоккей?
- Да, оказал. Это сложный вопрос. Потому что, понятное дело, большое количество россиян сейчас выступает в НХЛ. Сейчас можно видеть более динамичных хоккеистов. Но, в то же время, сейчас ты не увидишь такой блестящей коллективной игры, этих хороводов на льду, постоянной перепасовки. На самом деле, в НХЛ редко, когда можно увидеть 4 или 5 точных передач кряду. Игра обычно разбивается. В плане креативности и изобретательности современным хоккеистам далеко до той сборной. В течение матча можно увидеть, может, два или три красивых момента. А в то время, каждый раз, когда советские хоккеисты получали шайбу, они проделывали что-то интересное.
- Как, по-вашему, сборная СССР отреагировала на «Чудо на льду»?
- Они немного устали от этих разговоров, потому что каждый раз, когда западный журналист разговаривает с ними, он упоминает «Чудо на льду», или хочет поговорить об этом. Все мы знаем эту историю. Все это уже обсуждалось много раз. Однако никто не спрашивает у них, какой вклад они внесли в мировой хоккей. На самом деле, «Чудо на льду» затмевает любое другое достижение советского хоккея.
Вячеслав Фетисов (прославленный защитник советской сборной) шутит, что самой известной его медалью является не награда за победу в Кубке Стэнли или золото ЧМ или ОИ. Это серебряная медаль Олимпиады-1980. Оглядываясь на тот матч, они считают, что недооценили соперника и проиграли. Такое случается в спорте. Случается, постоянно. Но американцы празднуют этот успех уже 35 лет. Это хорошая история, но они просто проиграли не в том месте и не в то время, и поэтому это все, что каждый человек здесь, в США, помнит о Советском хоккее.
- Какими для них были самые важные матчи и моменты, которые затмились больше всего?
- Они выиграли почти все Олимпийские игры, начиная с 50-х гг. (сборная СССР выиграла первые Олимпийские игры в 1956-м году).
Они побеждали на каждом чемпионате мира. Когда они играли против суперзвезд НХЛ, команды были практически равны по силам. Советский Союз, в конечном счете, добился в них небольшого перевеса. Это были отличные серии. Они играли против хоккеистов вроде Гретцки и Лемье.
- Каково было мнение в СССР о том, что спорт используется для продвижения политической философии?
- Игроки просто хотели быть лучшими в мире. Но все в Советском Союзе было, в какой-то степени, политическим. Все должно было быть одобрено партией. Спорт получал особе финансирование со стороны правительства, включая «Красную армию» (имеется в виду сборная по хоккею) и весь советский хоккей. Если ты хотел быть лучшим в мире, тебе нужно было выступать за национальную сборную. Такая была ситуация. А если ты выступаешь в составе национальной сборной, то косвенно распространяешь идеи коммунизма.
Я не думаю, что хоккеисты всегда осознавали это либо хотели именно этого, но, если ты жил там, тебе было необходимо делать так, чтобы быть лучшим. По умолчанию они не хотели становиться участниками этих политических конфликтов.
- Что обнаруживали эти парни, когда приезжали в Западный мир, и какие были отрицательные стороны таких переездов?
- Ну, это как жить определенным способом, и видеть одно и то же, по причине Железного занавеса, а затем приехать в совершенно другое общество и культуру. Они живые люди, как и все мы, но они выросли в мире, который так сильно отличался от нашего. И им приходилось приспосабливаться, как с профессиональной точки зрения, так и с культурной.
Простым примером являются продукты в магазинах. Внезапно они получили возможность покупать те фрукты, которые захотят. Они получили возможность купить любую машину. Все эти материальные блага стали для них шоком. Но в культурном плане здесь другой мир. Другие ценности. Люди ведут себя по-другому. К этому нужно приспособиться. И это очень, очень сложно.
И, в то же время, не думаю, что кто-то был им здесь рад. Все это последствия Холодной войны. Так что они слегка подвергались дискриминации.
- В фильме рассматриваются стереотипы коммунистической системы того времени.
- Это обычный опыт для иммигранта. С одним лишь отличием, что их считали настоящими заклятыми врагами.
- Из-за постоянных тренировок они не виделись со своими семьями по 11 месяцев. Что удивляет вас в этом больше всего?
- Эти парни на 40 лет опережали всех в мире. Они проводили замысловатые тренировки для сплочения командного духа, носили друг друга на своих спинах. Среди тренировочных упражнений было много силовых прыжков и кувырков. Это была уникальная тренировочная система.
Они бросали камни, плавали, играли в футбол. Это было что-то вроде комплексного подхода к спорту. За счет этого развивалось тело, и при этом ты ставился в такие ситуации, в которых закалялся твой дух. Для западного глаза все это выглядит нетрадиционным и странным, но если проанализировать то, что они делали, все это было невероятно оригинальным.
Они бросали камни, плавали, играли в футбол. Это было что-то вроде комплексного подхода к спорту. За счет этого развивалось тело, и при этом ты ставился в такие ситуации, в которых закалялся твой дух. Для западного глаза все это выглядит нетрадиционным и странным, но если проанализировать то, что они делали, все это было невероятно оригинальным.
- В фильме говорится о конфликте между игроками и их тренером, Виктором Тихоновым, но это, конечно же, не мешало им выступать успешно. Недооценивали ли хоккеисты его способности, или же они просто были настолько хороши, что выигрывали по накатанной?
- Я думаю, здесь верна последняя версия.
Если бы он заслуживал их уважения, они бы ему его оказывали. Не думаю, что он был невероятно креативным парнем, но одним важным делом, которое он сделал, стало то, что он поставил вместе легендарную пятерку, и предоставил им возможность играть. Это было одно из самых сильных звеньев в истории. Так что, конечно, он видел их талант, и ставил вместе. Иногда для тренера это лучше, чем любые разговоры.
- В каком состоянии, по вашему мнению, находится современный российский хоккей?
- Они развивают отдельные личности, и каждый стремится попасть в НХЛ. Все сводится к личному «я», и тому, в какую звезду может вырасти хоккеист. Их цель – выступать в НХЛ и зарабатывать как можно больше денег, и все такое. Вот во что все превратилось.
Система развития, когда государство выбирает ребят и ставит их играть в одну команду, чтобы они доминировали в коллективном плане, больше не работает. На международные соревнования они собирают их вместе, но они не находят слишком хорошего взаимопонимания, потому что не проводят вместе много времени.
- Я слышал, что однажды вы возвращались из России и оказались в одном самолете с Владимиром Путным. Как это произошло?
- В последний раз, когда я приезжал в Москву, я брал интервью у Фетисова. Когда я прибыл, я позвонил ему и сказал: «Я здесь, я готов». Он сказал, что не может прийти на интервью. Я очень расстроился и сказал: «Я проделал долгий путь, чтобы прилететь сюда. Со мной здесь моя команда. Вы не можете просто сказать, что не придете на интервью».
Он ответил: «Ну, Путин попросил меня поехать в Сочи, потому что там будет презентация, и я должен быть на ней вместе с ним». Так что я сказал: «Могу я тоже поехать?» Спустя паузу он ответил: «Встретимся там».
В конечном счете мы взяли у него интервью, но я не мог добраться домой. Так что я спросил: «Как ты летишь домой?». Он ответил: «На президентском самолете», и я опять спросил: «А можно с вами?».
Он вновь подумал, что я сумасшедший, или вроде того, но начал кому-то звонить. Я не знаю, с кем он говорил, но когда он закончил разговаривать, то сказал: «Ты летишь со мной на президентском самолете».
Перед тем, как мы зашли в самолет, он сказал: «Ни на кого не смотри. Ни с кем не говори. Просто проходи в хвост самолета и не говори ни слова».
В Сочи они делали что-то вроде хоккейной презентации, и на борту самолета находились все легенды советского хоккея. Каждый из них, кто до сих пор остается в живых. Это было невероятно. Они – лучшие хоккеисты в мире.