«После чемпионата мира Россия поймала волну интереса к футболу» – бразильский сайт о позитивных последствиях мундиаля-2018

Победив 14 июня 2018 года Саудовскую Аравию со счетом 5:0, сборная России открыла домашний чемпионат мира по футболу, который впоследствии был признан ФИФА лучшим мундиалем всех времен. 

Спустя год кажется, что страна переживает настоящий футбольный бум, ставший прямым следствием проведения Кубка мира. Увеличение посещаемости стадионов и создание телеканала, показывающего все игры местной лиги, – это лишь некоторые признаки подъема интереса. Не простаивает без дела ни один из стадионов, принимавших матчи главного турнира четырехлетия, растут и ожидания россиян в отношении Евро-2020, одним из мест проведения которого станет Санкт-Петербург, где базируется действующий чемпион страны «Зенит». 

По итогам сезона 2018/19 был побит рекорд посещаемости матчей российской Премьер-лиги: 240 поединков высшего дивизиона собрали на трибунах в общей сложности более 4 миллионов человек. Самая большая домашняя аудитория была у «Зенита»: в среднем, на одном матче, проходившем на современной «Газпром Арене», присутствовали 48 122 болельщика. Эти цифры выше, чем у того же «Фламенго», ставшего самой посещаемой командой Бразилии 2018 года с показателем 47 139 зрителей.

Внушительная статистика посещаемости домашних матчей «Зенита» помогла вырасти общему показателю во всем чемпионате: средняя аудитория одной игры российской Премьер-лиги зафиксировалась на отметке 16 820 болельщиков. Это значительный прирост в сравнении с двумя предыдущими сезонами, 2017/18 и 2016/17, где этот показатель составил 13 965 и 11 414 зрителей соответственно. Сейчас интерес к матчам РПЛ сопоставим с бразильской Серией А, поединки которой в 2018 году в среднем собирали 18 821 человека. 

Также в значительной мере поспособствовали росту общей посещаемости два небольших клуба, которые переехали на новые стадионы, построенные специально к мундиалю. На матчи «Ростова» в среднем приходили 31 034 болельщика, а игры чуть было не вылетевших из Премьер-лиги «Крыльев Советов» посещали 19 182 зрителя – и это больше, чем, например, у ставшего вице-чемпионом России «Локомотива», привлекавшего на трибуны 15 096 человек. 

«Уверен, что подъем зрительского интереса напрямую связан с мундиалем, и логично, что именно Ростов-на-Дону и Самара стали самыми яркими примерами. Сейчас сложно сказать, продолжится ли эта тенденция в будущем, или это был лишь временный эффект», – говорит российский журналист Михаил Гончаров. «Рост посещаемости произошел не только в Премьер-лиге, но и во втором по силе дивизионе. Теперь нам стоит подождать и посмотреть, было ли это исключительно эмоциональным всплеском после Кубка мира, или же рост интереса к футболу действительно зафиксировался», – вторит коллега Гончарова Григорий Телингатер. 

Все 12 стадионов, принимавших матчи Кубка мира, по-прежнему задействованы, что продолжится и в следующем сезоне. Стоит выделить пример с сочинской ареной, которая впервые примет игры в рамках элитного дивизиона российского чемпионата после повышения в классе местного клуба. 

«Лужники» – главный стадион ЧМ, принявший в том числе матч открытия и финал, – будет использован только для важнейших спортивных ивентов. После завершения мундиаля он чаще выступал в роли концертной площадки, а игр на нем прошло лишь три – это были встречи ЦСКА в Лиге чемпионов с испанским «Реалом», итальянской «Ромой» и чешской «Викторией». 

Арены в Саранске, Волгограде, Нижнем Новгороде и Калининграде будут по-прежнему принимать матчи второго дивизиона, хотя две первых также могут быть отданы под игры с участием новичка российской Премьер-лиги «Тамбова», домашний стадион которого находится на реконструкции. Хотя эти арены далеко не всегда прилично заполняются, на данный момент они далеки от того, чтобы считаться «белыми слонами».

Перед стартом сезона 2018/19 на российском телевидении дебютировал новый канал «Матч Премьер», который входит в спонсируемый «Газпромом» субхолдинг «Матч!», показывает все игры местной Премьер-лиги. Он доступен у всех операторов кабельного тв и продается по подписке, стоимость которой в переводе на наши деньги составляет 18 бразильских реалов. Помимо этого, главные встречи тура демонстрируются на бесплатном телеканале «Матч ТВ». 

Также российская Премьер-лига воспользовалась «YouTube», чтобы как можно большее количество болельщиков за пределами страны смогло посмотреть ее матчи. Как минимум четыре игры каждого тура весенней части чемпионата были доступны на официальном англоязычном канале. Единственный нюанс – отсутствие комментатора. Пока было можно слышать только интершум. 

Удачный результат национальной команды на домашнем мундиале стал еще одним фактором, способствовавшим футбольному подъему. Если до 14 июня 2018 года сборная России вызывала у местной публики и журналистов главным образом большое недоверие и ожидание предстоящего позора на турнире, то сейчас все изменилось. 

Выход в четвертьфинал Кубка мира вдохновил российскую публику, поверившую как в футболистов, так и в Станислава Черчесова, главного тренера сборной. Отыграв мундиаль, Россия была близка к выходу в элитный дивизион Лиги наций УЕФА, однако единственное поражение в матче со шведами стоило команде места в группе А. 

В своей отборочной группе к Евро-2020 сборная России занимает второе место, одержав три победы в четырех турах; единственное поражение подопечные Черчесова потерпели в выездной встрече с мощной Бельгией. Совсем недавно россияне добились исторического разгрома 9:0 над сборной Сан-Марино.  

«После Кубка мира ситуация сильно изменилась. Сейчас все останавливают тебя, просят автографы, фото», – отмечает натурализованный бразилец Марио Фернандес.

Игроки российской сборной с каждым днем все более популярны и обожаемы, они регулярно становятся желанными объектами для селфи. А одна из самых ярких фигур в составе хозяев чемпионата мира-2018 Артем Дзюба не только приглашается в популярные ток-шоу на российском тв, но также является одним из голосов приложения «Яндекс.Навигатор».