«Четверные прыжки стали новой валютой». Американский блог «Внутреннее ребро» о революционерах Ханю, Чене, Трусовой и Щербаковой

Представляем перевод статьи из блога «Внутреннее ребро» (The Inside Edge) за авторством Фейт Бондс (Faith Bonds), второкурсницы Университета Южной Калифорнии. Блог публикуется на студенческом информационном ресурсе USC Annenberg Media. Статьи Фейт Бондс отмечает легенда спортивной журналистики США – Филипп Херш.

Когда 15-летняя Анна Щербакова упала в конце короткой программы на Skate America в позапрошлую пятницу, зрители так сильно ахнули, что погрузили «Орлеанс Арену» в безвоздушный вакуум. Девочка-вундеркинд, которой прочили победу в Лас-Вегасе, неожиданно оказалась перед произвольным номером на четвертом месте, пропустив вперед Брэди Теннелл, Каори Сакамото и соотечественницу Елизавету Туктамышеву.

Я беседовала с некоторыми болельщиками на стадионе, которые посчитали падение Щербаковой смертельным приговором, но я слишком хорошо ее знала, чтобы полагать, что она так легко отпустит титул. Веру в нее подогревало не ее упорство или даже статус лучшей. Скорее, я понимала – боекомплект четверных уже заряжен в орудие.

И залп грянул.

Щербакова приземлила две четверных лутца, набрав 33,45 балла уже на первой минуте произвольной программы. Во второй части она выполнила два каскада из двух тройных, раскрутив оценку до 160,16 балла, что является одним из самых высоких результатов за всю историю женского катания. Россиянка не только перекрыла «недостачу» короткой программы, но и оставила конкуренток далеко позади в клубах пыли. Щербакова на 11 очков обогнала серебряного призера Брэди Теннелл.

Олимпийский канал: россиянка Анна Щербакова украла шоу на Skate America

До 2002 года четверные прыжки не имели большого значения. При прежней системе оценивания технические заслуги и баллы за представление имели одинаковый вес. Сейчас, в эпоху судейской системы ИСУ (IJS), представление имеет предел, а технические достоинства безграничны.

Это дает спортсменам с дорогими элементами, в частности плеяде российских феноменов, подготовленных в школе Этери Тутберидзе в Москве, преимущество перед классическими артистами с более скромным техническим контентом.

Революция четверных прыжков началась с мужского катания, благодаря достижениям настоящих прыгательных машин - Юдзуру Ханю и Нэтана Чена. Они пробили потолок человеческих возможностей, приземляя различные четверные прыжки в произвольных программах, хотя раньше фигуристы едва ли могли выполнить даже один. Их усилия подтолкнули фигурное катание вперед, сподвигнув конкурентов на расширение технических рамок.

Японец Ханю и американец Чен с медалями на чемпионате мира в Сайтаме

Вирусность их воздействия невозможно переоценить. Например, в рамках произвольной программы на Чемпионате мира по фигурному катанию 2015 года фигуристы-одиночники совершили 20 четверных прыжков. На чемпионате текущего года парни выполнили уже 41 прыжок. Такое быстрое развитие говорит об огромном структурном сдвиге в этом виде спорта.

Теперь эта перестройка овладела женским катанием.

Все началось в марте прошлого года на чемпионате мира по фигурному катанию среди юниоров, когда 13-летняя Александра Трусова (партнер Щербаковой по тренировкам) стала первой фигуристкой, приземлившей четверной тулуп. В той программе она также выполнила четверной сальхов, став второй в мире, кому удался этот прыжок, и первой девушкой, оформившей два четверных прыжка в одной программе.

Трусова - единственная фигуристка, обладающая тремя разными квадами - тулупом, сальховом и лутцем - в своем арсенале. Лишь горстка мужчин может соперничать с техническим контентом этого подростка, а девочки-конкурентки только пытаются наверстать упущенное.

Семнадцатилетняя Рика Кихира, чемпионка финала Гран-при 2018 года, считается одной из самых совершенных фигуристок новой поросли. Она сочетает в себе замысловатую хореографию и утонченные навыки катания с технически сложным материалом, имея тройной аксель в короткой программе и два - в произвольной.

Но даже ей нужно готовить четверные, чтобы конкурировать с российскими девушками.

«На тренировках у меня заметен прогресс в четверных прыжках, - заявила Кихира Олимпийскому каналу после победы в финале Гран-при. - Поэтому я надеюсь, что до начала следующего сезона у меня будет хороший шанс на успех… если я буду много и усердно тренироваться».

Формально квады уже стали реальностью женских турниров. Пускай эти элементы еще не стали обыденностью, как в мужском катании, фигуристкам пора начинать включать их в программы, чтобы претендовать на высокие места в предстоящих сезонах. Вот увидите, ставки будут постоянно повышаться по мере приближения Зимней Олимпиады 2022 года в Пекине.

С учетом растущей важности технически сложных прыжков, сезон 2019–2020 годов, похоже, внесет неразбериху в привычные оценки в женском катании. Фигуристки больше, чем когда-либо прежде, будут пробовать тройные аксели и четверные прыжки, что превратит этот соревновательный год в прекрасное время проб и ошибок.

К концу чемпионата мира в марте книгу рекордов перепишут полностью, и все страницы будут пестреть техническими новшествами.

Подписывайтесь на нас Вконтакте!