Associated Press о последних событиях: бан российского спорта вряд ли остановит Путина
В разгар бесцеремонной военной кампании России в Украине спорт снова оказался переплетен с мрачными реалиями мира.
В этом, конечно, нет ничего нового. Германии запретили участвовать в Олимпийских играх после двух мировых войн. Южная Африка долгое время была спортивным изгоем из-за режима апартеида. США бойкотировали московскую Олимпиаду 1980 в ответ на советское вторжение в Афганистан.
«Наивно полагать, что спорт и политика никак не пересекаются, – заявил в прошлую пятницу историк Олимпийских игр Билл Мэллон. – В идеальном мире они бы не смешивались. Но я не знаю, как этого можно избежать в реальности».
К сожалению, ничто не указывает на то, что Владимир Путин внезапно передумает из-за того, что спортсменам из его страны запретили выступать на международной арене.
Когда Германия и ее союзники были отстранены от участия в Олимпийских играх после Первой мировой войны, это не предотвратило еще более ужасный конфликт, случившийся менее чем через два десятилетия.
Вместе с тем Адольф Гитлер использовал летние Олимпийские игры 1936 года для пропаганды своего режима, который уже находился на пути к разжиганию Второй мировой войны.
Южной Африке впервые запретили участвовать в Олимпийских играх в 1964 году, но потребовалось еще четверть века, чтобы ее порочная система расовой дискриминации рухнула. И мало что указывает на то, что спорт сыграл важную роль в этой исторической трансформации.
«Я не думаю, что спортивный бойкот способствовал прекращению апартеида», – считает южноафриканский политолог Анджело Фик.
То же самое можно сказать и об олимпийском бойкоте США в 1980 году, который привел главным образом к тому, что Советский Союз, в свою очередь, объявил о бойкоте Игр в Лос-Анджелесе четыре года спустя. СССР же не покидал Афганистан до 1989 года.
Это не означает того, что Международный олимпийский комитет и большинство других крупных спортивных организаций приняли неуместное решение по отстранению России и ее сообщника, Беларуси, за ведение, по всей видимости, ничем не спровоцированных действий против соседней страны.
Но никто не должен смотреть на эти спортивные санкции сквозь розовые очки.
«Я не думаю, что это имеет такое уж большое влияние, – говорит Уша Хейли, профессор кафедры международного бизнеса и менеджмента в Уичитском государственном университете, которая тщательно изучала последствия спортивных санкций для Южной Африки. – Да, есть символический эффект, а символизм важен. Но разве это что-нибудь на самом деле изменит? Маловероятно».
Билл Мэллон даже предсказывает, что Россия попытается провести свои собственные соревнования а-ля Олимпиада, если запрет МОК останется в силе и на парижские Игры 2024 года.
Хотя такое начинание будет особенно сложным, учитывая финансовые трудности, которые испытывает Россия, и шансы выжить в борьбе с такой громадиной, как Олимпийские игры, крайне малы, самолюбие Путина вполне может привести его на такой воображаемый путь.
«Я думаю, что в конечном итоге они проведут свою собственную Олимпиаду, если запрет будет продолжаться слишком долго», – сказал Мэллон.
Опять же, история дает немало подсказок.
В 1936 году, в знак протеста против проведения летних Олимпийских игр в нацистской Германии, в Барселоне была запланирована Народная Олимпиада, получившая поддержку значительного числа спортсменов, а также Советского Союза. Начало Гражданской войны в Испании сорвало эти планы, а альтернативная Олимпиада осталась просто сноской в истории после того, как три года спустя разразилась Вторая мировая.
Мэллон указывает на другое мероприятие в олимпийском стиле, которое действительно было проведено в разгар Холодной войны.
После того, как Международный олимпийский комитет осудил отказ Индонезии по политическим мотивам предоставить въезд Тайваню и Израилю на Азиатские игры 1962 года, Индонезия основала собственную спортивную организацию GANEFO, или «Игры новых развивающихся сил».
Индонезийский лидер Сукарно, объявивший Олимпийские игры «орудием империалистов и колонизаторов», приветствовал представителей в общей сложности 51 страны на церемонии открытия GANEFO в 1963 году, хотя многие из них не отправили своих лучших спортсменов, опасаясь репрессий со стороны МОК.
В медальной таблице тех соревнований доминировала Китайская Народная Республика, которая в то время не была признана МОК. Также в соревнованиях участвовала команда из «Арабской Палестины».
В 1966-м были проведены только азиатские GANEFO, а планы проведения еще одних полномасштабных игр в следующем году в Каире были сорваны.
В настоящее время большая часть мира объединилась против путинской России, и Мэллон предполагает, что Москва может организовать соревнования в стиле GANEFO в 2024 году, если Олимпийские игры останутся под запретом.
По словам историка, такие страны, как Беларусь, Сирия и Северная Корея, скорее всего, примут в них участие. И не исключено, что Китай и Индия, которые сдержанно осудили военную операцию на Украине, тоже отправят команды на соревнования под руководством Москвы, даже если они также примут участие в Играх в Париже.
В то же время санкции, введенные МОК против России и Беларуси, несомненно, вызовут немало вопросов о целесообразности участия спорта в такого рода конфликтах.
Как всегда, основная тяжесть последствий ляжет на плечи спортсменов, многие из которых не имеют никакого отношения к политическим интригам страны, в которой они родились. С другой стороны, эта боль – ничто по сравнению с теми ужасами, с которыми сталкиваются граждане Украины.
Кроме того, наверняка прозвучат обвинения о двойных стандартах, благоволящих западным странам, которые Путин, несомненно, попытается использовать, чтобы заручиться поддержкой внутри страны.
«Возглавляемый США бойкот Олимпийских игр в 1980 году был протестом против вторжения СССР в Афганистан, хотя всего пятью годами ранее они сами завершили свою катастрофическую операцию во Вьетнаме. Это несправедливая ситуация», – отметил Фик.
В идеальном мире никогда бы не было необходимости смешивать спорт с политическими интригами или ужасами войны.
К сожалению, поезд уже давно ушел.