Наказывать так российских спортсменов несправедливо: мнение канадского Ottawa Citizen
Запад отреагировал на спецоперацию России на Украине целым рядом санкций, - напоминает канадское издание Ottawa Citizen.
Они включают в себя отключение России (и во многих секторах ее близкого союзника Белоруссии) от глобальных оперативных систем, закрытие воздушного пространства для российских самолетов, введение высоких экспортных тарифов... и это лишь некоторые из мер.
Ряд международных спортивных организации в последние несколько недель пошли еще дальше, наложив полный запрет для российских и белорусских спортсменов на участие в международных соревнованиях. Так поступили Международный союз конькобежцев, Международная федерация лыжного спорта, Международная федерация тенниса (в случае с командными турнирами) и многие другие.
Самым шокирующим стало решение Международного паралимпийского комитета в последнюю минуту исключить всех российских и белорусских спортсменов из числа участников Паралимпийских игр, хотя незадолго до этого они были допущены до соревнований в нейтральном статусе.
Использование спортсменов в качестве мишени - это ошибочная и предвзятая тактика, которая вряд ли приведет к тем результатам, которые желают увидеть страны, применяющие санкции. Этот шаг, призванный нанести сокрушительный удар по репутации России в целом и ее сторонникам, не учитывает, что больше всего от этого пострадают обычные, ни в чем не повинные спортсмены.
Да, это правда, что у российских атлетов богатая история систематического обмана. Больше всего в мире спортсменов, пойманных на допинге в рамках Олимпийских играх, происходят из России. В результате у них было отобрано не менее 46 олимпийских медалей. Государство печально известно тем, что пособничает и покрывает эти действия, а зачастую и использует спортивные успехи как инструмент для демонстрации власти, престижа и пропаганды.
В прошлом Российская Федерация заплатила высокую цену за такое поведение. В 2019 году Всемирное антидопинговое агентство вынесло четырехлетний запрет для российских спортсменов на участие во всех крупных спортивных мероприятиях, включая Олимпийские игры (позднее срок был сокращен до двух лет), и до сих пор российские атлеты не могут выступать под своим национальным флагом. Хотя эти шаги, несомненно, смутили Владимира Путина и его приближенных, ни одно из данных решений не было связано с внешней политикой Москвы.
Переход от наказания российских спортсменов за хроническое мошенничество (которое, кстати, характерно не только для России) к наказанию за их национальность - это то, что должны пересмотреть спортивные руководящие органы и лица, принимающие ключевые решения во всем мире. Очевидно, что такая политика несправедлива. Российские и белорусские атлеты, (большинство из которых, безусловно, не имеют никакого влияния на военную стратегию своего президента), работают так же упорно, как любые другие спортсмены в любой другой стране мира, чтобы достичь вершины. Отстранять людей, которые потратили бесчисленное количество часов и ресурсов, в лучшем случае бесчувственно, а в худшем жестоко. Шанс добиться успеха в спорте выпадает невероятно редко, и даже относительно короткий перерыв может разрушить карьеру.
Санкции в отношении российских и белорусских спортсменов весьма спорны еще и потому, что они обличают двойные стандарты в наказании стран за участие в вооруженных конфликтах, военных преступлениях и нарушениях международного права. Если россияне должны быть наказаны за действия своего правительства, то, несомненно, представители Афганистана, Ирана, Мьянмы, Саудовской Аравии, Судана, Сирии и некоторых других стран тоже должны быть отстранены. Наибольшее недоумение вызывает решение международного сообщества запретить российским паралимпийцам участвовать в Играх, которые прошли в Пекине. Ведь Китай не только участвует в схожих с Россией имперских проектах, но и совершает геноцид против своего уйгурского населения. Без четкой формулировки для запрета, спортивные чиновники (несомненно под принудительным давлением политических лидеров) останутся перед невыполнимой задачей определить, какие страны наказывать, а какие нет.
Наконец, использование отстранения спортсменов в качестве карательной санкции демонизирует российское население в глазах общественности внутри страны и за рубежом. Как мы не ожидаем, что все ливанцы будут поддерживать Хезболлу, иракцы - Талибан, а иранцы - Аятоллу, так и нам следует избегать коллективного подхода к тем, кто имеет российское гражданство. Запрет на участие в спортивных соревнованиях всех российских атлетов равносилен предположению, что все они являются соучастниками или поддерживают действия своего правительства, что является вопиющим и абсурдным утверждением.
Хотя такое решение действительно может превратить российское государство и его лидеров в изгоев, оно также и усилит раскол между основной массой населения России и остальным миром. Люди, не следящие за международными делами, и особенно дети, вскоре могут задаться вопросами: что не так с российским народом? Почему у них нет спортсменов? Почему они не такие, как все?
Невозможно найти оправдание вопиющему нарушению Путиным международного права и нападениям на невинных гражданских лиц по всей Украине. Однако мы должны помнить, что при всех политических, экономических, а теперь и культурных санкциях больше всего пострадают обычные россияне.
К сожалению, это касается и спортсменов.