3000 р.

The Guardian (Великобритания): Офшорные деньги и огромные кредиты: как Роман Абрамович финансировал успех «Челси»

Пока игроки «Челси» праздновали победу в финале Лиги чемпионов 2021 года, Роман Абрамович находился на поле рядом с командой. Это было одно из его редких публичных появлений.

Владелец клуба не мог посещать домашние матчи на «Стэмфорд Бридж» уже в течение трех лет, после того как правительство Великобритании сообщило, что не собирается продлевать его визу.

Но в том году финал Лиги чемпионов проходил на стадионе «Эштадиу ду Драгау» в Португалии - стране, которая всего за несколько месяцев до этого предоставила Абрамовичу гражданство. Улыбаясь в теплом пиренейском ночном воздухе, он обнимал своих игроков и упивался благодарностью болельщиков.

Олигарх не просто преобразил «Челси». Его стратегия выделения больших средств была одним из факторов, заставивших футбольные власти пересмотреть регулирование игры, введя правила финансового фэйр-плей.

Совсем недавно он вновь вызвал дискуссию о том, кто «имеет право управлять футбольным клубом», особенно после 2022 года, после введенных против него санкции из-за «явных связей» с Кремлем, что поставило под угрозу само существование «Челси».

В 2003 году, когда он купил клуб, правил, регулирующих инвестиции в футбол, практически не существовало, и мало кто из наблюдателей задавался вопросом о загадочном человеке, готовом спасти «аристократов» от непосильных долгов.

Уже тогда было хорошо известно, что его состояние связано с «Сибнефтью», нефтегазовым гигантом, созданным в результате приватизации государственных активов на фоне бурного процесса ухода России от идеологии коммунизма.

Но шли годы, а финансовые счета «Челси» не давали представления о происхождении огромных беспроцентных кредитов, которые Абрамович вливал в клуб.

Теперь «Досье олигарха» - архив просочившихся документов кипрского офшорного агентства финансовых услуг MeritServus, которое на прошлой неделе попало под санкции после публикации в Guardian о том, как оно переводило деньги для россиянина, - обнажило то, как миллиардер превратил «синих» в команду мирового уровня. Оно раскрывает запутанную сеть оффшорных компаний, использовавшихся для перевода денег из анклавов империи Абрамовича на «Стэмфорд Бридж». Кроме того, документы показывают, как эти средства были получены в результате двух судьбоносных российских бизнес-сделок, заключенных под пристальным вниманием Кремля.

Огромные расходы приносят успех

Во процессе приобретения Абрамовичем «Челси» в июле 2003 года за 140 миллионов фунтов стерлингов член парламента от Лейбористской партии и болельщик команды Тони Бэнкс был редким скептиком.

«Мы должны посмотреть на источник его денег, на его послужной список в России, чтобы определить, является ли он подходящим и адекватным человеком для управления футбольным клубом в этой стране», - сказал депутат-лейборист газетам. «На данный момент мне это не нравится».

В конце концов, Управление по защите торговых операций одобрило сделку по покупке клуба Абрамовичем, что соответствовало более широкому контексту, в котором британский истеблишмент принимал новые российские деньги.

Бизнесмены и политики с энтузиазмом приветствовали Владимира Путина как преемника Ельцина на посту президента России, видя возможность очаровать этого молодого и динамичного лидера спящего экономического гиганта.

«Красная ковровая дорожка для денег была расстелена, и люди были рады привезти свои средства в Великобританию», - сказал Том Китинг, директор Центра изучения финансовых преступлений и безопасности. «Я сомневаюсь, что у кого-то было настроение задавать вопросы о том, откуда взялись эти деньги».

Счета компании-учредителя «Челси», Fordstam Ltd, показывают первоначальный беспроцентный заем в размере 224 млн фунтов стерлингов после поглощения, однако не было обязанности документально подтверждать происхождение этих средств. В отчетах Companies House указано лишь, что аудитор KPMG считает, что «будет предоставлено достаточно средств для финансирования бизнеса в обозримом будущем».

Досье на олигархов дает новое понимание. Утекшие документы показывают, что первоначальный кредит Fordstam, новой материнской компании «Челси», был получен от Kelvedon Worldwide Ltd, компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах (БВО) и принадлежащей Абрамовичу.

За первые два года владения Абрамовичем клубом через эту компанию с Британских Виргинских островов в Лондон было направлено 382 млн фунтов стерлингов, что позволило профинансировать сделки по приобретению игроков, включая вингера Арьена Роббена и нападающего Дидье Дрогба. Трансферные расходы «аристократов» в размере 230 млн. фунтов стерлингов за эти первые два сезона превзошли совокупные расходы европейских гигантов «Манчестер Юнайтед», «Реал Мадрид» и «Ювентус».

Инвестиции быстро окупились. Спустя 50 лет после единственного английского титула, «Челси» выиграл два подряд, в 2005 и 2006 годах. Затем последовали еще три чемпионства, а также два трофея Лиги чемпионов, что стало серьезным успехом, с которым мало кто из английских клубов сравнится.

Но файлы MeritServus не только показывают, как деньги олигарха текли в английский клуб в ту золотую эпоху, они также проливают новый свет на источник.

Влияние Путина

2003 год стал поворотным не только для «Челси», но и для Абрамовича, Путина и России. Весной олигарх договорился об объединении своего нефтегазового бизнеса «Сибнефть» с конкурирующей компанией «Юкос», что привело бы к созданию нового мирового нефтяного гиганта. Перспективное мегаслияние стоимостью 36 млрд. долларов вызвало восторг в финансовых кругах, символизируя становление России как демократической экономики мирового значения. Но к концу года сделка ЮКОС-Сибнефть стала означать совсем другое - железную хватку Путина за власть и жестокое подавление его противников.

В октябре 2003 года олигарх Михаил Ходорковский - миллиардер, построивший ЮКОС, - был арестован на взлетно-посадочной полосе аэропорта в Сибири и обвинен в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Ходорковский проведет в тюрьме 10 лет, став мишенью - по мнению международных гуманитарных наблюдателей - за все более яростную оппозицию нелиберальному правлению Путина.

Вскоре после этого Абрамович отменил слияние «Сибнефть-ЮКОС». Вместо этого компания ЮКОС была передана Кремлю и выставлена на аукцион.

«Арест Ходорковского стал для других олигархов предупреждением о том, что Путин намерен бороться за влияние в крупном российском бизнесе», - сказал Джон Лаф, младший научный сотрудник программы «Россия и Евразия» в Chatham House, который работал в англо-российском нефтяном предприятии ТНК-ВР. «Они могли наслаждаться уровнем богатства, управлять предприятиями, но их лояльность была не к акционерам или работникам, а к Кремлю».

Когда один олигарх падал, другой поднимался.

Абрамович, по словам Лафа, всегда считался проявляющим необходимую преданность.
В 2001 году он стал губернатором сибирского региона Чукотка, с необходимостью использовать собственное состояние для финансирования в этот малообеспеченный регион.

Действительно, когда он купил «Челси», в регистрационном акте, поданном в Companies House, его адрес был указан как неприметный многоквартирный дом в Анадыре, замерзшем, продуваемом всеми ветрами городе, который является административной столицей Чукотки.

«Такой проницательный человек, как Абрамович, должен был понять новые правила игры», - сказал Лаф.«Роман не смог бы купить клуб, если бы Кремль не одобрил. Но он всегда отрицал, что искал одобрения Путина для покупки, а его адвокаты заявили, что любое подобное утверждение не соответствует действительности».
Компании на Кипре

Абрамович вышел из сделки с ЮКОСом гораздо более богатым человеком.

Слияние было структурировано в основном как обмен акциями, но оно также включало денежный аспект: ЮКОС выплачивал $3 млрд. за 20% акций «Сибнефти». Акционеры ЮКОСа в течение многих лет боролись за возврат этой выплаты, но безуспешно.

Согласно юридическим документам, представленным в ходе последующего арбитражного разбирательства между акционерами и российским государством, первый взнос в размере $1,25 млрд был выплачен в мае 2003 года. Как мажоритарный владелец акций «Сибнефти», Абрамович увеличил свое состояние как раз в тот момент, когда он готовился к дорогостоящему бизнесу по покупке и финансированию «Челси».

Согласно просочившимся файлам, организацией, получившей первый миллиард долларов, была кипрская компания Kravin Investments. Одно из электронных писем, отправленное в мае 2005 года компанией Deloitte сотруднику нескольких компаний Абрамовича, позволяет предположить, что «Кравин» мог сыграть определенную роль в поглощении «Челси».

Знаковая сделка произошла в 2005 году, когда российская государственная нефтегазовая компания «Газпром» купила оставшиеся 73% акций «Сибнефти» за $13 млрд. Информация, изученная Guardian, свидетельствует о том, что Абрамович использовал вырученные средства для финансирования «Челси» через международную сеть офшорных компаний.

Один из ключевых документов, датированный 2012 годом, - это «декларация о бенефициарном владении», составленная компанией по сертификации документов, расположенной на Карибских островах Кюрасао и Аруба. В нем содержится более подробная информация о компании Kelvedon, которая в 2011 году была переименована в Lindeza Worldwide Ltd. Источником средств, говорится в декларации, была «продажа ОАО «Сибирская нефтяная компания» (Сибнефть)».

Огромные ресурсы

Эта выгодная сделка во многом была обусловлена талантом Абрамовича добиваться успеха при сменявших друг друга российских лидерах

Именно Борис Ельцин руководил постсоветским разделом природных ресурсов России. Абрамович и его союзники яростно лоббировали действующего на тот момент президента и его окружение в процессе приватизации, получив контроль над «Сибнефтью» через серию аукционов.

Менее десяти лет спустя, когда он продал компанию обратно государству, сделка состоялась в новой путинской России, где олигархи, такие как владелец «Челси», могли процветать, пока демонстрировали лояльность. Теперь в распоряжении Абрамовича были практически безграничные ресурсы.

Кредиты из «Келведона» начали быстро расти, достигнув 578 млн фунтов стерлингов к 2007 году и более 1 млрд фунтов стерлингов к 2014 году.

По мере того как деньги вливались в компанию, английские футбольные власти, британские регуляторы и политики не проявляли особого интереса к тому, откуда они взялись. В докладе парламентского комитета по культуре, СМИ и спорту, подготовленном в 2011 году, главным образом, рассматривался вопрос о том, могут ли такие щедрые расходы деформировать трансферный рынок.

Премьер-лига ввела тест «владельцы и директора» для потенциальных хозяев местных клубов только после поглощения «Челси» в 2004 году. В отсутствие каких-либо серьезных проверок финансирования «аристократы» свободно разбрасывался деньгами своего владельца.

В июле 2006 года клуб побил английский трансферный рекорд, заключив сделку на 31 млн. фунтов стерлингов с Андреем Шевченко. А затем снова в 2011 году, переманив Фернандо Торреса из «Ливерпуля».

В сезоне 2011/12 «Челси» стал первым лондонским клубом, выигравшим Лигу чемпионов. В сезоне 2017/18 они потратили на игроков более 250 млн евро.

«Абрамович превратил футбол из игрушки миллионера в игрушку миллиардера», - сказал Киран Магуайр, эксперт по футбольным финансам и автор книги «Цена футбола». «Повышение зарплат, трансферов и вознаграждений руководству установило новые стандарты, на которые другим клубам пришлось ориентироваться».
По мере роста расходов, KPMG неоднократно направляла письма в A Corp Trustee Ltd, кипрскую компанию, управляющую трастами, которые распоряжались состоянием Абрамовича. По крайней мере в шести случаях, как показывают документы, KPMG требовала гарантий, что средства будут доступны для поддержания убыточного клуба на плаву. Каждый раз доверенное лицо обещало, что средства будут поступать, сначала от Lindeza, а после 2015 года - от другой компании с БВО, Camberley International Investments.

В одном из таких писем, отправленном в сентябре 2014 года, KPMG сообщала, что Lindeza «увеличила [кредитную] сумму до 1 150 000 000 фунтов стерлингов». К концу правления Абрамовича объем кредитования достигнет 1,4 млрд фунтов стерлингов. KPMG отказалась от комментариев.

Тем временем, УЕФА все больше беспокоился по поводу непомерных расходов клубов, поддерживаемых меценатами, которые тогдашний главный тренер  «Арсенала» Арсен Венгер назвал «финансовым допингом». Результатом экспертизы стал финансовый fair play (FFP), система правил, введенная в 2011 году, которая теоретически должна была ограничить рост расходов.

«Без Абрамовича и [владельца «Манчестер Сити»] шейха Мансура у нас не было бы финансового fair play», - сказал Магуайр. «Они изменили индустрию».
Источник, близкий к «Челси», сказал, что клуб всегда действовал профессионально и добросовестно, и что «при необходимости, в сделках и взаимодействии с другими командами привлекались внешние профессиональные консультанты для обеспечения полного соответствия всем законам, правилам и нормам».

К моменту появления ФФП «Римская империя (Roman Empire) Челси» уже была самодостаточной.

Когда санкции Великобритании вынудили его продать клуб в 2022 году, Абрамович полностью списал свои кредиты. Его адвокаты заявили: «Продажа ФК «Челси» была осуществлена по лицензии правительства Великобритании, и наш клиент заявил, что все доходы от продажи будут переданы в благотворительный фонд».

Абрамович построил гиганта по своему образу и подобию, колосса, идущего по миру, опираясь на безжалостный оппортунизм, чтобы обогнать соперников, финансируемый состоянием, накопленным в условиях хаоса постсоветской России.

И пока ситуации в Украине не сделала Абрамовича персоной нон грата, футбольные власти и правительства всего мира не задавали никаких вопросов.

К этому времени футбол изменился навсегда.

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Перейти в раздел arrow-right

Обсуждение

  • 26.03.2024 rau vadim 4
  • 21.03.2024 Player 66 10
  • Вчера в 15:52 Fedor Hub 2
  • 22.03.2024 Manshtein 3