3000 р.

The Athletic рассказывает о необычном подходе «Баффало Сэйбрз» к драфту хоккеистов из России

Прошло уже больше 30 лет с тех пор, как «Баффало Сэйбрз» сотворили историю, убедив Александра Могильного сбежать из Советского Союза и обеспечив ему политическое убежище в США. Он стал первым советским хоккеистом, переметнувшимся в НХЛ, проложив путь для других больших звезд этого вида спорта, последовавших за ним через некоторое время.

Операция по переезду Могильного в Баффало началась с поездки тогдашнего генменеджера «Сэйбрз» Джерри Михана и спортивного директора Дона Люса в Стокгольм, где Александра хотели забрать с проходившего чемпионата мира и помочь ему вырваться из СССР.

Одним из юристов, помогавших тогда «Сэйбрз» в получении политического убежища для Могильного, была Нэлли Дрю, и детали той истории до сих пор будоражат ее разум.

«Словно фильм про шпионов, – вспоминает Дрю, которая сейчас преподает в Университете Баффало. – Это было абсолютное безумие. В течение суток-полутора я узнала все, что могла знать о законах по предоставлению убежища. В это же время Дон и Джерри ездили по стокгольмским улицам, стараясь избежать встречи с КГБ. Мне было страшно за них».

Могильный, Люс и Михан благополучно въехали на территорию США, и впоследствии Александр набрал 444 очка в 381 матче за «Баффало».

Сейчас, 34 года спустя, «Сэйбрз» находятся в ситуации, когда два драфта подряд выбирали беспрецедентно большое количество игроков из России.

За последние 6 лет до того момента, как Кевин Адамс пришел на должность генерального менеджера «Баффало», клуб выбрал всего одного российского хоккеиста на драфте. Им был Василий Глотов, которого «Сэйбрз» задрафтовали в 2016 году в седьмом раунде. До появления Адамса «Баффало» с 2002-го не выбирал на конкретном драфте больше одного игрока из России.

Принципы претерпели изменение в 2021-м, когда «Сэйбрз» сделали свой выбор в пользу сразу четырех россиян, в том числе двух – во втором раунде и еще одного – в третьем. В 2022-м Адамс забрал еще двух представителей России – в третьем и пятом раундах. Это был заранее обдуманный выбор.

«Я не хотел, чтобы мы сбрасывали со счетов или недооценивали то количество талантливых игроков, что есть в России, – отметил Адамс. –Множество хоккеистов из этой страны приезжает в НХЛ и имеет здесь успех. Мы провели очень много времени за обсуждением этой темы».

Драфт российских игроков всегда сопряжен со множеством сложным вопросов, главный из которых звучит так: можешь ли ты убедить хоккеиста подписать контракт и приехать играть в Северную Америку? Такой исход гарантирован далеко не всегда, ведь КХЛ предоставляет этим хоккеистам реальную альтернативу.

В отличие от ребят из Северной Америки или других европейских стран, россияне часто находятся на контрактах с местными клубами, что откладывает дату их появления в НХЛ и, следовательно, тот момент, когда они начнут приносить пользу командам. У НХЛ нет соглашения с КХЛ по переходам, которое действует с другими лигами, так что североамериканские клубы не могут так просто выкупить контракт россиянина.

Игроки из России также должны принимать во внимание политические последствия отъезда из своей страны. Хотя может показаться, что рискованная операция по организации бегства Могильного произошла в какой-то другой жизни, Нэлли Дрю не считает, что сейчас игрокам намного легче принять решение о том, чтобы уехать.

«Эти ребята оказались между молотом и наковальней, – подчеркивает Дрю. – За почти 40 лет эта тенденция не особенно изменилась. Каждый день уровень стресса и напряжения повышается или чуть понижается, и это влияет на игроков и на их желание приехать».

Прошлогодний драфт проходил на фоне военных действий в Украине, что еще сильнее поставило под вопрос то, захотят и смогут ли российские хоккеисты играть в Северной Америке.

«Мы говорили об этом каждый день, – вспоминает Адамс. – Мы не можем закрывать глаза на происходящее в мире. Но когда вы пытаетесь определить какие-то сроки, реалистично смотря на ситуацию, то это может быть как 1 год, так и 5 лет. Ты просто не знаешь. Кто знает, как будет выглядеть наш мир через несколько лет?».

Однако в наличии у Адамса была роскошь, которую имеет не каждый генеральный менеджер. Владельцы клуба дали ему время на перестройку команды, возможность без спешки подходить к драфту и развитию игроков. Плюс к тому в распоряжении «Сэйбрз» было 22 пика на двух последних драфтах, что давало им больше возможностей для риска в плане выбора россиян.

Но изменение политики драфта – это не упражнение по метанию дротиков. Это большая перемена в мышлении, требующая вовлеченности со всех сторон: от владельцев клуба до сотрудников, отвечающих за развитие молодых игроков. Для этого потребовалось влияние вице-президента «Баффало» по хоккейной стратегии и исследованиям Сэма Вентуры, а также упорная работа российского скаута команды Руслана Печенкина.

Этот процесс длится уже 2 года и пока не принес результатов на уровне НХЛ. Но пока другие генменеджеры избегают возможности драфтовать парней из России, Адамс применяет практичный подход к восстановлению российской части системы проспектов «Сэйбрз».

«Ты должен иметь план, – отмечает генеральный менеджер «Баффало». –Ты не можешь просто назвать имя игрока и надеяться на то, что это сработает».

Когда Адамс впервые разрабатывал новую клубную стратегию драфта, он сообщил сотрудникам, что желает, чтобы они начинали с углубленного изучения способностей игрока на льду. Он хотел, чтобы скауты не думали о том, откуда родом конкретный хоккеист. Только когда подходило время создавать окончательный список предпочтений на драфте, они вместе обсуждали лигу, где играет тот или иной проспект, страну, а также его контрактный статус.

«Это не точная наука», – подчеркивает Адамс.

Вентура и Печенкин – две ключевые фигуры в этой задаче. Адамс говорит, что это не совпадение, что «Баффало» задрафтовал четырех россиян на первом драфте, где работал Вентура.

«Он очень повлиял на наш выбор, потому что у нас были хорошие статистические выкладки по тем чемпионатам, где играли российские ребята. Можно составить объемный профиль того или иного хоккеиста. Очевидно, речь в особенности о КХЛ, это лига хорошего уровня. В общем, Сэму удалось достать данные, которых в предыдущие годы, у нас, вероятно, не было. Это помогло нарисовать более полную картину».

Тем не менее выбор в пользу конкретного хоккеиста остается результатом компромисса. Глава молодежной скаутской службы «Сэйбрз» Джерри Фортон приводит в качестве примера историю с Виктором Неучевым, которого департамент аналитики оценил как игрока уровня первого раунда драфта. Однако задрафтовали его только в третьем раунде, взвесив все риски.

Печенкин выполняет своего рода гибридную роль, занимаясь и скаутингом, и развитием молодых игроков. Как правило, после выбора хоккеиста Фортон и скаутская служба передают его Адаму Мэйру и сотрудникам, занимающимся развитием хоккеистов. Но с русскими все не так просто. Печенкин помогает изучением предыстории игрока, определением его ситуации в клубе, сбором информации о характере, о том, открыт ли он к переезду в Северную Америку, и обо всем другом, что сложно узнать, не будучи в России и не владея разговорным русским языком.

После драфта российского игрока Печенкин также помогает в качестве переводчика. Он может подключиться к видеозвонку, чтобы помочь объяснить хоккеисту, что хочет от него клуб.

«Это очень важно, потому что эти игроки не могут приезжать в лагерь развития, – говорит Адамс о работе Печенкина. – Он и переводчик, и работает над развитием игроков, он делает буквально все».

Российские хоккеисты по-прежнему составляют менее 5% от всех игроков НХЛ. Но каждое лето разговоры о том, что делать с проспектами из этой страны, будут продолжать ходить по всей лиге.

«Клуб хорошо работает на драфте, – считает Сет Апперт, работающий главным тренером в фарм-клубе «Сэйбрз» «Рочестере», выступающем в АХЛ. – Думаю, что акцент делается на интеллект и мастерство. И есть очень много российских игроков, которые обладают этими качествами. Если вы вычеркиваете российский сегмент рынка, то потенциально можете упустить массу очень умных и техничных хоккеистов».

Пока что четверо из шести российских проспектов «Сэйбрз» играют в Северной Америке или уже подписали контракты начального уровня с клубом.

Александр Кисаков был первым из них, кто попал в клубную систему – этот сезон он провел за «Рочестер Американс». Неучев недавно подписал контракт новичка с «Баффало», он будет следующим, кто попадет в фарм-клуб «Сэйбрз».

Нэлли Дрю считает умным решением «Баффало», что клуб взял сразу нескольких игроков из России, а не одного отдельно, полагая, что это поможет сформировать им свое сообщество.

Это будет важно для следующего этапа плана «Баффало», когда талантливых проспектов, выбранных на драфте, будут превращать в хоккеистов уровня НХЛ. Часто это более сложный процесс, чем скаутинг.

«Мы не выполняем свою работу или делаем медвежью услугу клубу, если исключаем игроков только из-за страны их происхождения. Давайте работать по-настоящему, делать все что мы можем и помогать им, если мы принимаем решение об их драфте», – резюмировал генменеджер Адамс.

Весь спорт

Обсуждение

  • 06.06.2023 Fedor Hub 1
  • 04.06.2023 Manshtein 4
  • 05.06.2023 Stilet108 2
  • 05.06.2023 Fedor Hub 1