Россия - закат Империи
Россияне, представители некогда сильнейшей нации в зимних видах спорта, бегут и едут в большинстве случаев позади спортсменов из других стран. Премьер-министру Путину стыдно – он боится, что и в Сочи спортсмены его подведут.
Российские спортсмены были на виду до начала Олимпийских игр в Ванкувере. Тогда весь мир говорил о них, и даже сам Жак Рогге, председатель Международного олимпийского комитета, не обошелся без того, чтобы заняться их проблемами во всех деталях. Речь шла о многочисленных случаях допинга, которые выплыли на свет в российском зимнем спорте за недавние 12 месяцев. Нередко раздавались голоса за всеобщее исключение представителей России из участия на Олимпиаде.
После этого, российских спортсменов было почти не видно и не слышно. Они при любой возможности избегали пресс-конференций для того, чтобы не сталкиваться с неприятными вопросами. На соревнованиях они редко попадались на глаза, за исключением, пожалуй, фигуриста Евгения Плющенко и хоккейной команды с огромным Александром Овечкиным.
Иногда кажется, что их там вообще не было. На самом ли деле российские спортсмены принимают больше допинга, чем остальные, или же просто притворяются более глупыми, остается неясным. Правда одна: если они и прибегают к допингу с таким увлечением, тогда это поразительно плохо сказывалось на их результативности на соревнованиях в Ванкувере, ведь медали шли не в Россию, а в Германию, США, Норвегию, Швейцарию, Корею, да еще кое-что доставалось хозяевам Игр. Россия, в прошлом грозная сила в зимних видах спорта, пересчитывает свои скудные награды, и результат неутешителен. Даже господство в фигурном катании было свергнуто в Ванкувере.
На Родине их не критикует только ленивый – СМИ и российские политики, по традиции, очень охотно вмешиваются в дела спорта. У Путина остается крайне мало времени перед Играми в Сочи, и, будучи хозяйкой Олимпиады, Россия не может опозориться – после того, как канадцы установили новую планку для количества медалей, которые принимающая страна должна завоевать.
Россиянам не стоит следовать примеру канадцев с их программой и целью «Подиум − наш». Хотя Россия и стала опять инвестировать в зимние виды спорта, однако приоритетом сейчас являются строительные работы в Сочи, где уже наблюдается отставание по срокам. Пример Канады также показывает, что для создания эффективной спортивной системы нужно определенное время.
Речь идет о налаживании всей, некогда успешной, спортивной системы, которая почти полностью развалилась с распадом Советского Союза. Целые тренировочные центры, например для лыжного марафона в Эстонии или биатлона в Беларуси, были потеряны и ничем не заменены. Тренеры уволены или уехали работать за рубеж. Инвестиции в спорт перестали интересовать в бурный период становления экономики, не в последнюю очередь по вине коррупции и криминала.
В Альбервиле и Лиллехаммере старая структура еще приносила свои плоды, скорее по инерции, а потом начался упадок. В Турине случился неожиданный всплеск результативности, который можно объяснить скорее удачным стечением обстоятельств, чем структурными усовершенствованиями, однако такой успех исказил взгляд на реальное положение вещей.
Прежде всего с прицелом на Сочи, правительство и крупные предприятия, такие как Газпром или РЖД, стали вкладывать средства в спорт, но не всегда разумным способом. Сумасшедшие премии в 150 000 долларов за золотые медали в Пекине могли мотивировать уже выступающих атлетов, но талантливому подрастающему поколению от подобных премий пользы нет.
В молодых зимних видах спорта, таких как сноуборд, фристайл или шорт-трек, Россия (как впрочем, и Германия) ничего собой не представляет. Помимо хоккея и фигурного катания, шансы на медали есть практически только в подпорченных допинговыми скандалами биатлоне и лыжном марафоне, а также в санном спорте.
Однако, даже с удвоенными усилиями государства, четырех лет явно недостаточно для возрождения российских зимних видов спорта. Поэтому подиум в Сочи, скорее всего, хозяевам Игр принадлежать не будет.