3000 р.

The Athletic: русские НХЛовцы считают несправедливым недопуск до международных турниров

Это была самая большая цель в жизни Кирилла Капризова – и ее достижение он отметил соответствующим образом.

В овертайме финального матча хоккейного турнира на Зимней Олимпиаде в Пхёнчхане ныне выступающий за «Миннесоту «Уайлд» форвард забросил победную шайбу – так называемый «золотой гол», – принеся российской команде золотые медали.

Ликуя, Капризов ускорился в направлении синей линии, скинул шлем и прыгнул в объятия своих партнеров, в числе которых были такие легенды, как Павел Дацюк и Илья Ковальчук.

«Это был один из самых ярких моментов моей жизни», – вспоминает 26-летний российский нападающий.

А вот у Никиты Кучерова, ставшего двукратным обладателем Кубка Стэнли в составе «Тампы», а в этом сезоне серьезно претендующего на второй «Харт Трофи» в карьере, Олимпиады никогда не было. Как и у его партнера по «Лайтнинг» Андрея Василевского – одного из топовых вратарей своего поколения.

Также ни разу не участвовали в Олимпийских играх форвард «Рейнджерс» Артемий Панарин и нападающий «Каролины» Андрей Свечников.

НХЛовцы не приезжали на Олимпиаду с 2014 года и, хотя в 2026-м они снова вернутся, существует большая вероятность того, что среди них не будет русских игроков.

ИИХФ отстранила Россию от международных турниров после начала военных действий в Украине, а в этот понедельник Международная федерация хоккея продлила это решение на ближайший сезон.

Маловероятно, что Россию вернут, пока военный конфликт продолжается. Швеция, Финляндия и Чехия уже дали понять, что снимутся с любого турнира, в котором позволят участвовать российской национальной команде.

Проблемы, с какими столкнулись некоторые из лучших хоккеистов мира, очевидно, меркнут в сравнении с тем, что испытывают люди, которых непосредственно затронули военные действия, унесшие жизни десятков тысяч людей.

И существуют обоснованные опасения относительно того, к чему может привести допуск России – даже под нейтральным флагом, как это было на Олимпиаде 2018 года. Эти опасения касаются и безопасности самих спортсменов, и их возможного чествования на родине. И многие русские хоккеисты это понимают.

«Когда я рос, то смотрел матчи всех сборных, – говорит будущий член Зала хоккейной славы Евгений Малкин, который представлял Россию на 18 международных турнирах, в том числе на трех Олимпиадах и семи взрослых чемпионатах мира. – Я мог видеть, как Сид Кросби побеждает на Олимпиаде – это было великолепно. Нас в России судят именно по участию в международных турнирах».

«Но сейчас тяжело, ведь следующая Олимпиада пройдет в Италии – а это Европа. Может, быть там для нас будет опаснее. Здесь, в Северной Америке, возможно, не было бы проблем. Прямо сейчас это опасно, мы знаем. Я думаю, это делается в большей степени для того, чтобы защитить игроков», – полагает Малкин.

Однако Марти Уолш, исполнительный директор профсоюза игроков НХЛ, возражает: «Не российские хоккеисты создали ту ситуацию, которая происходит в Украине. Очевидно, что они являются значительной частью тех игроков, интересы которых я представляю. Думаю, что в мире хотели бы, чтобы они участвовали. И хоккейный мир, и все остальные только выиграли бы от турнира, где играли бы все сильнейшие. Это был бы наилучший сценарий».

Кто-то отметит, что эти спортсмены не осудили действия своей страны. Некоторые даже призывали НХЛ дисквалифицировать русских игроков.

Другие будут утверждать, что спортсмены – это не государственная власть, а высказывания против страны могут поставить человека в неприятную, а то и опасную позицию. Это может означать потерю возможности поехать домой или страх мести в отношении родственников, остающихся на родине.

Из всех бесед с российскими НХЛовцами, которые у нас были за последние недели, ясно одно: ситуация, при которой они потеряют возможность сыграть против лучших соперников на главном хоккейном турнире сборных, вызывает сильные эмоции.

Олимпиада была мечтой для этих хоккеистов – в точно такой же мере, как для канадца Коннора Макдэвида или американца Остона Мэттьюса.

«Кучерову сейчас 30, он никогда не был на Олимпиаде, а ведь он – один из лучших хоккеистов мира, – подчеркивает Капризов. – Для него это тяжело, да и для всех остальных, думаю, тоже. Пока другие ребята из НХЛ играют на международных турнирах, нам приходится наблюдать за этим по телевизору. Мысль о том, что я и некоторые из моих русских друзей могут никогда больше там не сыграть, вызывает ощущение несправедливости».

Защитнику «Тампы» Михаилу Сергачеву было 9 лет, когда он сидел допоздна, чтобы посмотреть финальный матч чемпионата мира 2008, где Россия играла с Канадой. Его родители уже легли спать, так что он пробрался в другую комнату их нижнекамской квартиры, чтобы не упустить ни секунды игры.

«Я кричал как бы внутри себя, потому что не должен был никого разбудить», – вспоминает Сергачев.

Матчи НХЛ было сложно найти по ТВ-каналам. Но за международными турнирами вроде чемпионата мира или Олимпиады следила вся страна.

Чемпионат мира 2008 был турниром, сделавшим из Ильи Ковальчука национального героя. В Квебеке он забросил шайбу, которая перевела игру в овертайм, после чего забил решающий гол, принеся России золото.

«Повторить подобное всегда было моей мечтой», – говорит Сергачев, которому сейчас уже 25 лет.

«Это те моменты, которые ты всегда помнишь», – добавляет 23-летний Андрей Свечников.

Свечников отмечает, что его семья не была богатой, когда он рос в Барнауле. У них не было каналов, на которых было можно посмотреть матчи НХЛ. В подростковом возрасте у него появилась возможность садиться за компьютер и смотреть обзоры, но до этого только чемпионаты мира и Олимпийские игры были его единственной возможностью видеть хоккей высочайшего уровня, его воротами в мир большого спорта.

А затем участие в матчах юниорских сборных открыло для Свечникова дорогу ко второму номеру на драфте 2018 года.

Теперь же потенциально топовые проспекты в лице Ивана Демидова и Антона Силаева, которые выйдут на предстоящий драфт НХЛ, не имеют возможности улучшить свои стартовые позиции посредством выдающихся выступлений на международных турнирах.

«Когда я был совсем юным, то всегда хотел играть за свою страну и показать огромному количеству скаутов и агентов, на что я способен, – фиксирует Свечников. – Через такие турниры можно получить более высокий номер на драфте. Все хотят играть в НХЛ, и юниорские турниры – это единственный способ понять свой уровень. Ты должен доказать себе самому, что ты один из лучших в мире в своем возрасте. Тяжело видеть, что у этих мальчишек нет такого шанса».

Команды НХЛ уже успели выбрать в первом раунде прошлогоднего драфта нескольких русских ребят, у которых нет опыта игры против сильнейших ровесников на молодежном чемпионате мира. Так, «Аризона» задрафтовала Дмитрия Симашева и Даниила Бута, а «Колорадо» – Михаила Гуляева.

«Для молодых русских игроков это плохая ситуация – они уже пропустили одну Олимпиаду и пару чемпионатов мира, – говорит Евгений Малкин. – Каждый игрок хочет надеть свитер национальной команды. Взять, например, футбол: посмотрите, какое колоссальное значение имеет чемпионат мира, как много людей за ним наблюдает. Если в хоккее Канада играет с Россией в финале или полуфинале, то это тоже мощная история. У нас есть хорошие молодые ребята, они голодны до побед. Все это немного сложно понять, ведь мы все играем здесь, не делаем ничего плохого, но не можем выступать за сборную. Конечно, я хочу, чтобы наша молодежь играла. Надеюсь, что это последний год бана. Это же просто спорт. Мы хотим выигрывать на международной арене. Надеюсь, что все вернется в норму для всех, и все получат шанс сыграть».

У Кучерова и Василевского была возможность сыграть на молодежном и взрослом чемпионатах мира. Они трижды выходили в финал Кубка Стэнли за последние пять лет, но, по словам Василевского, «это не одно и то же».

«Вся страна смотрит на тебя, вся страна тебя поддерживает, – отмечает российский вратарь «Тампы». – Смотрят мои родители, моя бабушка, все мои друзья. Давайте честно: некоторые из них не особенно следят за НХЛ. Я не говорю о том, что они как-то далеки от всего этого, но они просто не следят. А Олимпиада случается не так часто. Раз в четыре года, так ведь? Для нас это может быть один раз в жизни, и никогда больше не повторится.

«В России это имеет важное значение, – соглашается Кучеров. – Когда ты надеваешь свитер национальной сборной и представляешь страну, тобой гордятся родители, все твои друзья, бывшие тренеры. Мне очень жаль молодых ребят, что у них нет шанса сыграть. Уже сам будучи родителем, я бы хотел, чтобы мои дети представляли свою страну и получили возможность сыграть на главном турнире».

Михаил Сергачев, как и другие русские хоккеисты, с которыми мы пообщались для этой статьи, отказались вдаваться в политическую составляющую темы. Он просто понимает значение шанса и того, какой путь для других может проложить сама возможность сыграть на мировой арене.

«Было волшебное время, когда за сборную играли такие большие мастера, как Овечкин, Малкин и Ковальчук, – считает Сергачев. – Будучи ребенком, я был очень счастлив, когда смотрел за ними, ведь думал, что могу быть так же хорош, как они. Я гордился тем, что они были из той же страны, что и я. Ребенком я пытался копировать те действия Ковальчука. Это вдохновляло».

Алекс Овечкин уже был на трех Олимпиадах, а сейчас находится в погоне за снайперским рекордом всех времен, который принадлежит Уэйну Гретцки.

И когда 38-летнему нападающему сообщили о том, что он, возможно, больше не сыграет на Олимпийских играх, он не выглядел человеком, который бы переживал за себя.

«Я стараюсь об этом не задумываться, – признается Овечкин. – Но вот Кучеров может так и никогда не сыграть на Олимпиаде. Это сумасшествие. Но таковы реалии. Не в нашей власти сделать что-то. Мы просто следуем правилам. Веселого мало, но имеем то, что имеем».

Несправедливо ли это?

«Сейчас мы ничего не можем поделать. По состоянию на этот момент мы будем сидеть дома. Может быть, это изменится. Я на это надеюсь», – отмечает Ови.
«Таковы правила, понимаете? – вторит Малкин. – Теперь еще год бана, но я надеюсь, что в любой момент он будет отменен. Мы играем здесь, в НХЛ, а у лиги есть власть. Я надеюсь, что они скажут, что мы не отпустим игроков, если на Олимпиаде не будет русских и белорусов. Владельцы, руководители – все они понимают, что так будет больше доходов, популярности и всего прочего».
«Если спросить ребят из любых других стран, то, думаю, они скажут, что им нравится играть против России, потому что это большое противостояние. Это спорт, а не политика. Мы здесь для того, чтобы играть. Мы просто играем для болельщиков, не делая ничего другого», – добавляет опытный нападающий «Питтсбурга».

Российская сборная не получила приглашение на Кубок четырех наций, который пройдет в феврале следующего года. Конечно, некоторые другие страны тоже не будут участвовать. Например, сборная Чехии, звездный форвард которой Давид Пастрняк не сыграет не домашней для себя площадке в Бостоне, который будет в числе городов-хозяев турнира.

Впрочем, отсутствие России обусловлено другими причинами. Очевидно, что главной причиной, по которой НХЛ пригласила всего 4 сборные и не проводит полноценный турнир а-ля Кубок мира, является то, что не может включить в него российскую команду.

26-летний Капризов, имеющий золотую медаль Олимпиады, считает, что Россия обладает достаточным уровнем, чтобы быть претендентом на победу в любом турнире, в том числе и на Кубке четырех наций.

«Может, другие страны не хотят с нами играть, но мы бы хотели поучаствовать. Это особенный турнир. Это соревнование игроков НХЛ. Это должно быть похоже на чемпионат мира с лучшими командами, а их будет только четыре. Не только нас не включили, но и Швейцарию, Германию, Чехию и Словакию. Выглядит это странно. Хотел бы сыграть там – но, полагаю, буду смотреть по телевизору», – заключает нападающий «Миннесоты».

Для Сергачева главным сейчас является длительное восстановление после травмы левой ноги. Но он верит, что в какой-то момент получит шанс сыграть на международной арене. И участие России и всех остальных стран, по его словам, является лучшим вариантом для этих турниров.

«Тяжело будет смотреть Кубок мира и Олимпиаду без России, ведь могло быть мощное противостояние с Канадой или США. Я хочу победить канадцев. Я хочу победить американцев. Хочу быть лучшим в мире. И, надеюсь, однажды получу шанс сделать это», – говорит оборонец «Лайтнинг».

Сергачеву 25 лет, так что, возможно, у него еще есть время.

Но Василевскому уже 29, а Кучерову – 30.

«Надеюсь, нас допустят до того момента, как нам с Кучем исполнится по 40. В ином случае я буду выступать уже в роли тренера», – подытоживает Василевский.

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Перейти в раздел arrow-right

Обсуждение