Прохоров спешит на помощь!
Всего девятнадцать месяцев назад Союз биатлонистов России был настолько незадачливой, измученной и скандальной национальной спортивной организацией, насколько только возможно.
Вот единственное, что может заинтересовать нью-йоркских любителей спорта: характер дальнейших событий. Несмотря на оставшиеся недостатки, дела у российской команды биатлонистов наладились. Человеком, который помог разобраться с проблемами так тихо, быстро и решительно, стал Михаил Прохоров, миллиардер, согласившийся купить тонущую команду НБА – «Нью-Джерси Нетс».
«Предстоит пройти долгий путь прежде, чем эта организация вновь станет профессиональной», – выразил своё мнение о Российском союзе биатлонистов исполнительный директор Ассоциации биатлонистов США Макс Кобб. По словам Кобба, перемены значительны: «Прохоров и сейчас продолжает положительно влиять на российскую команду».
Биатлон (для тех, кто забыл, что это) – один из основных зимних видов спорта в Европе, представляющий собой чередование бега на лыжах и пулевой стрельбы. Кроме того, такой вид спорта, в котором русские раньше доминировали. До распада Советского Союза они выигрывали каждое олимпийское золото в эстафете. К Ванкуверу российские биатлонисты подошли в печальном состоянии. Почти по всем параметрам Россия сильно отстала от других стран, начиная с количества талантов и финансирования и заканчивая тренерской работой и технологией. В 2007 году долгое время занимавший пост президента СБР Александр Тихонов был признан виновным в попытке убить одного из политиков, однако затем его освободили по общей амнистии. Тихонов настаивает на своей невиновности.
После ухода Тихонова с поста президента, обстановка стала еще хуже в тот момент, когда допинг-пробы трёх лучших спортсменов команды дали положительный результат. В биатлоне на поиск и воспитание спортсменов, которые будут бороться за золотые медали, уходят годы, так что такая ситуация выглядела ужасно. Грубо говоря, по сравнению с российской командой по биатлону «Нью-Джерси Нетс», завершившая сезон с двенадцатью победами и семьюдесятью поражениями, выглядит просто прекрасно.
На бумаге Прохоров, чьё состояние насчитывает от 13 до 17 миллиардов долларов, не самый очевидный кандидат на спасение биатлона. Михаил катается только для развлечения, однако он богат: в 1993 году в возрасте 28 лет Прохоров завладел почти разоренной компанией – «Норильский никель» и превратил её в одну из самых крупных компаний по производству металла. Главным залогом успеха стала способность мыслить нестандартно и творчески: чтобы ускорить поставки, Прохоров вложил деньги в новые корабли, которые могут быстро доставить никель по покрытому льдом арктическому маршруту.
В ноябре 1997 года Прохоров приобрел баскетбольный клуб ЦСКА – оставшийся без денег после распада Советского Союза и почти развалившийся. Российский мультимиллионер сделал очень много, чтобы преобразить команду: теперь армейцы – один из самых титулованных баскетбольных клубов в мире.
В 2007 году Прохоров был арестован в Куршавеле. Его подозревали в перевозке проституток. Обвинения не были выдвинуты, и, по его словам, он не сделал ничего незаконного. Однако этот инцидент ударил по его репутации. Вскоре после этого Прохоров продал 25% акций «Норильского никеля» за 10 миллиардов долларов. Это означало, что он больше не контролировал ЦСКА.
В 2008 году, будучи основателем частного инвестиционного фонда «Онэксим-групп», Прохоров искал другую команду, которую он мог бы профинансировать и возглавить. Президент ОКР Леонид Тягачёв открыто выступал за то, чтобы Союз биатлонистов достался российскому мультимиллионеру. Прохоров был избран единогласным решением и возглавил СБР в 2008 году.
Два близких к спортивной системе России человека сказали, что основной план был таков: если бы Прохоров сумел спасти российский биатлон и обеспечить хорошее выступление в Ванкувере, тогда он бы восстановил свою репутацию в глазах общественного мнения и расположил к себе Кремль. Русский миллиардер отказался дать интервью для этой статьи.
Сергей Кущенко, многие годы работавший с Прохоровым как глава спортивного отдела «Норильского никеля», сыграл важную роль в перестройке биатлона в России. После того, как Михаил предложил Кущенко должность исполнительного директора, они совместными усилиями составили десятилетний план по улучшению деятельности Союза биатлонистов России. При этом Прохоров и Кущенко постарались сильно не разрушать команду перед Олимпийским играми в Ванкувере.
До прихода Прохорова российским биатлонистам для участия в международных соревнованиях приходилось самим планировать свои поездки, покупать билеты и получать визы. Новому руководству стало известно, что бывали ситуации, когда некоторые спортсмены оставались дома, потому что не могли выбраться из страны. Тренеры команды взваливали на себя обязанности менеджеров, что отвлекало от традиционной тренерской деятельности.
Для разрешения подобных вопросов Прохоров нанял менеджеров команды, чтобы тренеры и спортсмены могли сконцентрироваться на своём деле. Он предложил штабу контракты, которые (по словам людей, близких к команде) улучшили атмосферу и придали стабильности.
Союз биатлонистов также создал антидопинговую комиссию, ужесточившую контроль за медицинским персоналом команды. Это позволило работать вместе с Национальной антидопинговой программой, которая направлена на исключение положительных допинг-проб.
То, что сделал Прохоров, может быть, не так сильно говорит в его пользу, как то, что он не сделал. Он настолько хорошо понимал, что не нужно перестраивать отношения в команде, когда до Олимпиады оставалось так мало времени, что оставил всех тренеров на своих постах.
Хотя Олимпиада в Ванкувере была не слишком удачной для России, биатлонисты стали своеобразным сюрпризом. Они взяли две золотые медали – одну в женской эстафете и одну в мужском масс-старте. Также в активе российской команды серебро в женском масс-старте и бронза мужской эстафеты. Этот вид спорта принёс стране две из трёх золотых медалей и почти четверть от всех завоеванных наград.
Теперь прицел взят на 2014 год, когда Россия будет принимать Олимпийские игры в Сочи. Кущенко и Прохоров начали новую масштабную программу по поиску новых талантов, которая включает в себя тестирование молодых спортсменов на генетическом уровне – это позволяет выяснить их потенциал. Также планируется смена тренерского состава, которая должна привести новые таланты и помочь воскресить команду.
На данный момент, «Нетс» едва ли находятся в лучшем состоянии, чем российский биатлон девятнадцать месяцев назад. «Нью-Джерси» провел едва ли не худший сезон в истории НБА. Баланс побед и поражений – отрицательный, начиная с 2006 года. Посещаемость матчей «Нетс» самая низкая в НБА. Как утверждал нынешний владелец [сейчас уже бывший, – прим. перев.] Брюс Ратнер, клуб терял около 20-30 миллионов долларов в год. После семи лет борьбы Ратнер сумел добиться финансовой и бюрократической поддержки проекта строительства новой арены в Бруклине, которая должна была стать более прибыльной.
Прошлой осенью, когда в НБА обсуждался Прохоров, осведомлённый о ходе переговоров источник сообщил, что главным вопросом было то, сможет ли он набрать сильную команду, не превышая потолок зарплат. Когда Прохоров создавал ЦСКА, он, в основном, пользовался своим состоянием, чтобы избежать конкуренции.
Кущенко думает, что Прохоров будет успешен в «Нью-Джерси», даже несмотря на отсутствие возможности покупать любого игрока, которого он захочет. Сергей также добавил, что российский мультимиллионер обладает хорошими навыками улучшать поле деятельности, тем самым предоставляя тренерам и генеральным менеджерам решать, что делать с игроками.
Болельщикам «Нетс», где бы они ни таились, остаётся надеяться, что всё действительно так и есть.