В Миннесоте о Тарасенко, готовящемся перезагрузить карьеру: умный парень, для которого все должно иметь смысл
Увидев это фото, Владимир Тарасенко улыбнулся.
«Я искал его весь прошлый месяц», – говорит российский нападающий.
Бывший комментатор матчей «Сент-Луиса» Даррен Пэнг дал нам подсказку: если вы хотите лучше узнать 33-летнего новичка «Миннесоты», вам стоит осведомиться о его происхождении.
На этой ценной фотографии, которой поделился с нами Пэнг, Владимир был запечатлен вместе со своим младшим братом Валентином, а также с покойным дедушкой, которого тоже звали Владимир. Футбол был второй любовью Тарасенко.
Отец форварда, Андрей, был известным российским хоккеистом, поигравшим в том числе на Олимпиаде-1994, а в дальнейшем стал тренером. Так что Тарасенко в основном воспитывали бабушка и дедушка. Они жили на третьем этаже своей ярославской квартиры, и дед приходил буквально на все матчи и тренировки внука. Каждый день после школы они садились в автобус и ехали на площадку, где занимались вне зависимости от погодных условий.
Как вспоминал сам Владимир в своей статье для Player’s Tribune, однажды термометр показал минус 30 градусов. Стало быть, зима в Миннесоте не должна оказаться для россиянина слишком суровой.
Экс-партнеры Тарасенко по «Сент-Луису» вспоминают, как форвард звонил отцу и деду после матчей. По словам Кевина Шаттенкирка, они были «хоккейным компасом» для Владимира. Сейчас их уже нет в живых, однако их жизненные уроки остаются актуальными: семья – это главное, психологическая устойчивость тоже имеет большое значение.
«Никогда не сдаваться, всегда иметь боевой дух – вот такому меня учили, – вспоминает российский нападающий. – Отец и дед всегда говорили: «Нужно отдаваться на все 100 процентов, что бы ты ни делал. Иногда будет не получаться, но продолжай верить в свою работу».
По словам Тарасенко, он особенно опирался на эти установки последние 3 года – после того, как ушел из «Сент-Луиса». Минувший сезон вышел для россиянина самым сложным – выступая за «Детройт», он забил лишь 11 голов за 80 матчей, после чего «Ред Уингз» обменяли его в «Миннесоту», которая рассчитывает на то, что двукратный обладатель Кубка Стэнли сможет перезапустить свою карьеру в НХЛ.
«Владди должен преуспеть в сложившейся ситуации», – считает Шаттенкирк.
Что ж, Тарасенко получит много возможностей для этого – судя по всему, новый сезон он начнет во втором звене атаки, где будет действовать вместе с Юэлем Эрикссоном-Эком и Лиамом Огреном. Кроме того, он уже взял под крыло российского проспекта «Уайлд» Данилу Юрова, которому дает ценные уроки.
При том, что джерси «Миннесоты» выглядит на Владимире не совсем обычно, сам он чувствует, что попал в правильное место. Ему нравится давление. Оно заставляет его работать еще усерднее.
«Ощущение, что ты способен что-то доказать людям, которые в тебя не верят, – бесценно», – уверяет он.
Впрочем, для Тарасенко это ощущение уже не новое.
«Когда я был совсем молодым, люди постоянно говорили, что я играю только из-за своего отца. Я попал в состав команды КХЛ еще до того, как мой отец стал тренером, но люди все равно говорили: «Ой, да он здесь из-за отца». Хотите верьте, хотите нет, но даже после того, как отыграл в Северной Америке 5-7 лет, возвращаясь домой, все равно слышал о том, что и в НХЛ я играю только благодаря отцу. Это было всю мою жизнь.
А еще пришлось пройти через травмы, в которых я не был виноват – просто так не везло. Ты должен восстанавливаться и снова доказывать свою состоятельность. Да, последний год вышел не очень хорошим, но это тоже опыт, и теперь мне снова нужно доказывать», – считает российский нападающий.
Одной из причин, по которой Тарасенко с удовольствием исполняет менторскую роль для молодых игроков, состоит в том, что он сам этим пользовался в свое время.
«Мне помогали старшие ребята», – уверяет он.
Когда российский форвард только приехал в НХЛ, в составе «Блюз» не было его соотечественников, однако была группа опытных игроков, которые рассказали и показали ему, что к чему.
Во время одного из своих первых выездов с командой Тарасенко расхаживал взад-вперед по проходу между рядами самолета, выбирая себе место, и поймал пристальный взгляд Райана Ривса.
«Нет, ты сядешь вот здесь со мной», – последовал приказ силового форварда, который со смехом вспоминает Тарасенко.
Было важно, чтобы кто-то подтягивал россиянина. По словам Ривса, они сдружились, каждый день обучая друг друга одному новому слову: так Райан учил русский, а Владимир – английский. Если Тарасенко не понимал чего-либо, Ривс доставал телефон и показывал ему на картинках. Райан не запомнил русских слов, но те моменты отпечатались в его памяти.
«Пару недель или месяцев спустя он подошел ко мне, и говорит: «Слушай, а помнишь, как я ходил туда-сюда по самолету в поисках места? Я специально проходил мимо тебя, потому что боялся», – вспоминает Ривс.
Соседом Владимира по комнате был Шаттенкирк, по словам которого, он, Ривс и Крис Стюарт были «компанией поддержки» для Тарасенко и брали над ним наставничество. Если россиянин не понимал какие-либо игровые принципы или думал, что тренер Кен Хичкок на него нападает, они могли успокоить молодого партнера.
А потом пошло плотное общение уже за пределами льда. Через два месяца после дебюта Тарасенко в НХЛ вся компания собрались за ужином в одном из стейк-хаусов Сент-Луиса.
«Всякий раз, когда мы спрашивали его о том, что он будет заказывать, он образцово отвечал: «Я буду креветки и филе». Но когда подходил официант, он поворачивался к одному из нас и просил заказать за него. Но один раз Крис Стюарт сказал: «Нет, ты сам закажешь». Он дает Тарасенко меню и говорит: «Сам общайся с официантом и скажи, что ты хочешь. Ты отлично можешь говорить на английском, не прячься за этой маской русской застенчивости», – рассказывает Шаттенкирк.
Тогда Тарасенко залился краской.
«Тебя проверяют на прочность, чтобы увидеть, что ты из себя представляешь, – говорит Владимир о своих первых месяцах. – Но парни никогда не заставляли меня чувствовать каким-то сильно неопытным. Я всегда чувствовал, что меня считают частью команды. Когда ты совсем молодой дебютант, то должен вести себя уважительно в отношении партнеров, но в то же время правильно ставить себя в коллективе».
На льду у Тарасенко не заняло много времени, чтобы зарекомендовать себя. В первой и второй сменах своего дебютного матча в НХЛ россиянин забросил по шайбе – сначала убежал в быстрый прорыв, а затем реализовал большинство.
«Когда Владди задрафтовали и он приехал, его фигуру окружал невероятный ажиотаж – предвкушение и ожидания были огромными, – вспоминает Пэнг. – Возможно, это было немного похоже на то, как ждали Капризова. Тарасенко забил 2 гола первыми же 2 бросками, а потом забросил шайбу на площадке «Рейнджерс» – ярчайший гол, который будут помнить еще очень долго. Помню, как я тогда посмотрел на Джона Келли, с которым комментировал матч, и сказал: «Ни хрена себе!»
Начиная с сезона 2014/15, Владимир забрасывал не менее 30 шайб по итогам 5 кампаний подряд, а в 2019-м взял с командой Кубок Стэнли, продемонстрировав отдачу не только в атаке, но в обороне. Некоторые считали, что большую роль в этом сыграло наблюдение россиянина за тем, как его соотечественник Алекс Овечкин привел «Вашингтон» к чемпионству годом ранее.
«Когда он находится на своем максимуме, то настолько силен, что никто не способен отобрать у него шайбу. Он способен быть парнем, на которого можно положиться в любой момент игры», – говорил о Тарасенко его бывший тренер Хичкок.
Владимир перешел в статус лидера команды, выступая с речами в раздевалке по ходу чемпионского сезона. Тогда он даже не мог себе представить, что будет играть где-то, кроме «Сент-Луиса» – тем более за «Миннесоту».
Конец карьеры россиянина в «Блюз» хорошо известен: он был недоволен тем, как клуб действовал в истории с двумя операциями на его плече, и потерял доверие к организации.
«Что случилось, то случалось, – говорит об этом эпизоде Тарасенко. – Мне повезло получить шанс еще раз выиграть Кубок, а теперь я в «Миннесоте», где ставят очень высокие цели – приятно играть за команду, которая нацеливается на завоевание трофея».
Когда главный тренер «Уайлд» Джон Хайнс приехал к Тарасенко домой в Форт-Лодердейл, то не знал, чего ожидать. Наставник «Миннесоты» просто хотел познакомиться поближе с новым игроком команды, а получил по-настоящему незабываемый опыт: визит продолжался 5 часов, включив в себя ужин в русском новогоднем стиле, который приготовила Яна, жена Владимира. Еды было столько, что Хайнс даже захватил с собой в отель остававшиеся пельмени, курицу и картофель.
Впрочем, из дома Тарасенко главный тренер ушел с чем-то еще более важным, а именно, с пониманием того, какой Владимир человек и игрок. Он узнал о воспитании россиянина, его бабушках и дедушках, а также 3 сыновьях. Кроме того, он познакомился с Яной, которая также выросла в родном для Тарасенко городе, но не общалась с ним несколько лет, пока однажды не написала ему сама, пригласив на свидание. Через 3 месяца после этого он сделал ей предложение.
Хайнс увидел то, что мотивирует Тарасенко: семья и победы. Кроме того, наставнику удалось рассказать форварду о команде, а также о роли, в которой он его видит.
«Он очень умный парень. Для него важно, чтобы все имело смысл», – уверяет Хайнс.
Для Тарасенко важны отношения с тренером. По словам Шаттенкирка, Владимир способен «быстро учуять, когда ему несут чушь».
«Я всегда прошу тренера быть со мной честным. Если я хорош, то мне не нужно слышать это каждый день. Но если у меня не складывается, то я предпочел бы это услышать. Я способен принимать критику, когда совершаю ошибки», – утверждает российский форвард.
Тарасенко не захотел углубляться в причины того, что пошло не так в «Детройте», но, судя по всему, сложилось сразу несколько факторов, в том числе игра не на предпочтительном для нападающего правом фланге атаки, а также выход в нижних звеньях и общекомандные проблемы в целом.
«Не всегда получается попасть в свою команду в НХЛ», – комментирует эту ситуацию Шаттенкирк.
Летом 2024-го главный тренер «Флориды» Пол Морис восторженно отзывался о пользе, которую принес Тарасенко «Пантерз», действуя в третьем звене команды. Наставник считал, что ему хватит от Владимира примерно одного гола в среднем за серию, а россиянин забросил 5 шайб за 24 игры плей-офф. Кроме того, Морис опирался на мнение Тарасенко о матчах и соперниках.
«У Владимира богатый хоккейный опыт и он любит игру. Он может разбирать каждую смену и обожает это делать. Он очень неравнодушный человек и исключительно умный хоккеист, усердно работающий на льду. Он изучал игру всю свою жизнь. У него очень, очень высокий хоккейный интеллект», – считает главный тренер «Флориды».
Похоже, сейчас Тарасенко в хорошем для себя месте. К старту сборов «Миннесоты» он набрал невероятную форму и был лучшим на первых тренировочных занятиях.
Наставник «Уайлд» Хайнс подметил такую деталь, что Владимир садится ближе всех к доске, на которой тренеры рисуют схемы для упражнений. Кроме того, 33-летний форвард очень много разговаривает с дебютантом НХЛ Данилой Юровым, приглашая того к себе домой и даже забирая его вещи для стирки.
«Да, он помог мне с моими футболками, – подтверждает Юров. – Он постирал их и принес на следующий же день».
Как отмечает Шаттенкирк, на ранних этапах карьеры Тарасенко волновался главным образом о том, чтобы стать лидером и лучшим игроком команды. Но во «Флориде» Владимир продемонстрировал, что может стать ролевиком и помогать своему коллективу побеждать.
И сейчас он хочет привнести этот вкус побед в «Миннесоту».
«Все начинается с атмосферы в раздевалке. В обоих случаях, когда мои команды брали Кубок Стэнли, микроклимат был отличным. В таких коллективах ты знаешь, что делать, когда что-то идет не так. Для ребят, у которых мало опыта в плей-офф, все никогда сразу не складывается так, как они задумали. И то, как ты отреагируешь на неудачи, определит твой успех в дальнейшем», – резюмирует Тарасенко.
Автор: Joe Smith