3000 р.

The Athletic о великих судьбах Овечкина и Малкина: они разрушили стереотипы о российских игроках в НХЛ

Весной 2009 года, где-то между вторым и третьим матчем серии плей-офф с «Питтсбургом» у российских нападающих «Вашингтона» Сергея Федорова и Виктора Козлова состоялся разговор, оставивший неприятный осадок у последнего.

Два огненных домашних поединка «Кэпиталз» выиграли с разницей в одну шайбу, обеспечив себе преимущество на старте серии, а Алекс Овечкин успел наколотить 4 гола, как, впрочем, и суперзвездный нападающий «Пингвинз» Сидни Кросби, которого почти весь хоккейный мир считал единственным игроком уровня «восьмерки» «столичных».

«Все разговоры – в том числе и с игроками – были только про Овечкина и Кросби», – вспоминает Козлов.

«Но тогда Сергей сказал мне: «Теперь мы должны надеяться на то, что Малкина не прорвет. Может, именно он – их лучший игрок?». И эти его слова меня насторожили», – добавляет Козлов.

За 5 последовавших за этим матчей Малкин набрал 8 очков, поспособствовав камбэку «Питтсбурга», а полтора месяца спустя российский нападающий «Пингвинз», ставший лучшим бомбардиром розыгрыша Кубка Стэнли, получил «Конн Смайт Трофи» как самый ценный хоккеист плей-офф. На счету Джино было 36 результативных действий – лучший результат со времен перфоманса Уэйна Гретцки в 1993 году, – что стало ключевым фактором в чемпионском походе команды.

«Я знаю, что в США и Канаде говорят только о противостоянии Алекса и Кросби. Но мы в России считаем, что лучшие игроки «Вашингтона» и «Питтсбурга» – это наши Овечкин и Малкин. Федоров тоже один из величайших российских хоккеистов, так что кто, как не он, может распознать выдающегося игрока? Он еще тогда знал, что Алекс и Джино зададут новую планку для хоккеистов нашей страны», – считает Козлов.


Контракты Овечкина и Малкина с их клубами завершаются после окончания этого сезона, и неужели мы подходим к концу восхитительной истории их противостояния? 40-летний Ови и 39-летний Джино могут покинуть НХЛ в одно и то же время – что, возможно, будет весьма уместно, ведь на драфт оба вышли в 2004 году.

Защитник «Рейнджерс» Владислав Гавриков – один из многих действующих и бывших российских хоккеистов НХЛ, понимающих, что конец эпохи может близок, но не готовых к этому.

«Я не буду думать в таком ключе. Нет, я не могу. Я отказываюсь, ведь Ови и Джино по-прежнему великолепны. Хочу видеть их игру еще много лет. Но это будет их выбор, ведь они сделали так много. Когда они закончат, то, думаю, каждый российский хоккеист скажет им: «Спасибо». Они – одни из величайших хоккейных героев нашей страны. Они показали лучшее из того, что есть в российском хоккее, и очень важны для нас».

Пока часть североамериканских болельщиков, интересовавшихся хоккеем лишь время от времени, недоумевала, что такого в этих русских, Малкин и Овечкин еще с момента драфта несли на себе тяжелое бремя ожиданий того, что они станут суперзвездами.

В сезоне 2006/07, что стал для Овечкина первым в НХЛ, а для Малкина – вторым, в лиге выступали 44 игрока из России и бывшего СССР. В тот год Джино взял «Колдер Трофи», пойдя по стопам Алекса, которого признали лучшим новичком по итогам кампании 2005/06.

В 2006-м Павлу Дацюку, который был настоящей машиной во всех зонах площадки, исполнилось уже 28 лет; Илье Ковальчуку было 23 года, но этот сверхрезультативный нападающий, ставший первым номером Драфта-2001, в конце концов запутался в дебрях под названием «Атланта Трэшерз»; Федорову было 37, и он, как и Сергей Зубов, приближался к окончанию карьеры; Павел Буре и Александр Могильный, на двоих наколотившие 910 голов, к тому моменту уже закончили.

«Вы должны понять, насколько для нас, русских, важен хоккей. Это наш спорт. НХЛ – лучшая лига в мире, и когда ты играешь там, то представляешь весь российский хоккей», – уверяет экс-защитник Сергей Гончар.

Гончар вспоминает девяностые, когда Федоров бросил вызов Эрику Линдросу и Яромиру Ягру в борьбе за неофициальный статус лучшего хоккеиста мира, когда Буре и Могильный забивали по 50 голов за сезон, когда знаменитая «Русская пятерка» сыграла ключевую роль в том, что Детройт стал хоккейным городом, и когда он и Сергей Зубов рулили спецбригадами большинства в командах, игравших в финале Кубка Стэнли.

Девяностые были пиком для российских игроков в НХЛ, и в России надеялись на то, что Овечкин и Малкин будут продолжать гордо нести знамя отечественного хоккея, показывая не только североамериканцам, но и болельщикам на родине, что страна продолжает рождать великих хоккеистов.

«Не знаю, оказывалось ли на них давление, но Алекс и Джино были двумя лучшими молодыми хоккеистами, приехавшими из России за очень долгий период. Они не конкурировали с нашими великими игроками прошлого – им пришлось конкурировать между собой. Но мы ожидали, что они станут большими хоккеистами и примерами для остальных», – подчеркивает Гончар.

У ставших суперзвездами Овечкина и Малкина непохожие истории, но они получили широкую популярность в России. Ови родился в Москве и был настоящим вундеркиндом, выросшим в знаменитой академии «Динамо». А вот Джино развивался не так быстро и бурно, живя в небольшом промышленном городе под названием Магнитогорск.

«Все в России знали про Овечкина еще в ту пору, когда он был совсем юн. Про Малкина можно было узнать в том случае, если серьезно погрузиться в российский хоккей. В России еще за несколько лет до переезда Алекса в Америку ждали, что он будет первым номером драфта и большой звездой. Но я помню, что тогда смотрел видео с Джино, который продолжал расти и становился все лучше, и на родине уже начинали думать о том, что, возможно, у нас будут две большие звезды. Так и получилось», – фиксирует Козлов.


Как и большинство из 65 российских игроков, что выступали в НХЛ в прошедшем сезоне, крайний нападающий «Айлендерс» Максим Цыплаков не представляет другого мира, где Овечкин и Малкин не являлись бы живыми легендами, ради матчей которых он в свое время очень рано просыпался. Многие юные российские хоккеисты носили желтые шнурки, как Алекс, и подумывали использовать короткие клюшки, как это делал Джино.

«Благодаря им двоим я и узнал про НХЛ. В Северной Америке лига популярна, люди про нее знают, но в России смотрят матчи своих команд, так что игры НХЛ еще нужно найти. Я делал это – смотрел на Овечкина и Малкина. Они были лучшими игроками, нашими игроками. Я хотел оказаться на их месте. Это была мечта», – признается Цыплаков.

Овечкин и Малкин превзошли прежние рекорды по числу голов, ассистов и результативных действий среди советских и российских хоккеистов, в свое время установленные Федоровым. Оба входят в узкую группу игроков, бравших «Колдер», «Харт», «Арт Росс», «Тед Линдсей» и «Конн Смайт», а также завоевавших Кубок Стэнли. Единственным, чего не хватает Алексу и Джино, остаются золотые медали Олимпиады.

Так совпало, что Овечкин и Малкин попали в команды, выступающие в одной конференции. С 2009 по 2018 годы «Кэпиталз» и «Пингвинз» встречались в плей-офф 4 раза: в первых 3 случаях победа осталась за «Питтсбургом», а после того, как «Вашингтон» впервые на этом отрезке прошел принципиальных соперников, Джино, к тому моменту уже трижды поднимавший Кубок Стэнли, пожал Алексу руку, обнял его и прошептал:

«Иди, забери свой Кубок».

«Они оба – настоящие титаны. Для русских – точно. Но они титаны для всего хоккея», – полагает экс-игрок НХЛ Александр Радулов.

По словам Радулова, Овечкин и Малкин показали другим российским игрокам, что они могут быть такими же парнями в обычной жизни. Алекс был настоящим шоуменом с первого же дня, а вот Джино потребовалась пара лет, чтобы начать открыто выражать свои чувства. Беззастенчивая радость Овечкина и буйный сарказм Малкина завоевали болельщиков в Вашингтоне и Питтсбурге.

И если раньше на российских игроков НХЛ вешали штампы индивидуалистов или застегнутых на все пуговицы людей, то Ови и Джино разрушили эти стереотипы: первый вырос в лидера и капитана, который так был нужен «Кэпс», а второй добавил необходимую нотку юмора к серьезности, которой отличался Кросби.

Все это произошло не в одночасье, и прелесть карьеры Овечкина и Малкина также состояла в том, что это происходило в цифровую эпоху. Алекс и Джино были первыми российскими проспектами, нарезки с игрой которых болельщики искали по всему Интернету, а теперь эти двое сами стали отцами и выкладывают видео со своими детьми в соцсетях.

«Овечкин и Малкин для нас – это топовый уровень. Сейчас есть много великолепных российских игроков, но мы смотрим в первую очередь на этих двоих, когда берем с кого-то пример», – признается Цыплаков.



Нападающий «Миннесоты» Кирилл Капризов принадлежит к числу немногих российских игроков, кто раньше следил за Овечкиным и Малкиным, а теперь сам считается хоккеистом такого же высокого уровня. Этим летом форвард «Уайлд» ходил в тренировочный зал вместе с Джино и ужинал вместе с Алексом.

Капризов так сильно попал под влияние этих двоих, что теперь говорит теми же фразами, которыми Ови и Малкин отвечают на вопросы об их значимости для российского хоккея и всей НХЛ.

«У нас очень много великолепных игроков», – отмечает Кирилл.

С Капризовым соглашается Гавриков, подчеркивающий, что для многих в России лучшими хоккеистами в истории считаются двое, что выступали еще во времена Советского Союза: Валерий Харламов и Владислав Третьяк.

Гавриков надеется, что другие действующие российские игроки НХЛ будут стремиться общаться с Овечкиным или Малкиным до или после матчей с «Кэпиталз» и «Пингвинз». По словам защитника «Рейнджерс», он делал это еще несколько лет назад, когда еще не зарекомендовал себя в лиге, но всякий раз был потрясен общением с Алексом и Джино.

«Думаю, что они понимают, кем являются, и какое значение имеют для других ребят. Им не нужно лишний раз это показывать. Они спрашивают о твоей жизни, шутят, и если ты хочешь поговорить с ними о хоккее, то они поговорят», – рассказывает Гавриков.


В феврале этого года, пытаясь отвлечься от мыслей о неучастии свой сборной в Турнире четырех наций, Овечкин и Малкин пару раз вместе обедали в Южной Флориде, неподалеку от дома Джино. В основном они разговаривали о своих сыновьях, в том числе касаясь их будущего.

Между этими мужчинами уже нет никакого напряжения или соперничества. Они соглашаются с тем, что многое поменялось за два десятилетия, в течение которых каждый из них не только добился статуса одного из величайших российских хоккеистов в истории, но и может считаться таковым среди всех игроков НХЛ.

Они знают, чего от них ждут на родине. Они знают, чего они добились. И если они решат это обсудить, то все останется между ними.

Пускай другие говорят, что они думают о наследии Овечкина и Малкина.

«Они показали нам, что такое быть лучшими. Они добились в НХЛ того, о чем мечтают другие русские. Ови сделал это посредством голевого рекорда, Джино – с помощью командных достижений. Они сделали это вместе и в конкурентной борьбе. Мы все за этим смотрели», – подытоживает Гавриков.

Автор: Rob Rossi

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Обсуждение

  • 25.10.2025 Manshtein 1