3000 р.

ESPN: Почему в НХЛ так много успешных российских вратарей?

Одним из первых решений, которое Евгений Набоков принял после завершения карьеры в НХЛ в 2015 году, было ввернуться в Москву, чтобы навестить друзей и сходить с ними на хоккей. В тот вечер к Набокову и его товарищам присоединился Владислав Третьяк – да, тот самый человек, считающийся одним из величайших вратарей всех времён, – и они пошли наблюдать за игрой молодых голкиперов.

«Как ты думаешь, кто это был? Игорь Шестёркин и Илья Сорокин. Тогда я понятия не имел, кто они такие, – рассказал Евгений Набоков, на счету которого 353 победы в карьере в НХЛ. – Посмотрел минут пять, и все начали спрашивать, что я о них думаю. Ответил, что спустя такое короткое время после начала матча не хочу давать какие-либо оценки. Но тогда окружающие сказали: «Смотри, это следующее поколение».

Набоков не мог и предположить, что утверждение его друзей, возомнивших из себя предсказателями, окажется столь точным в отношении Шестёркина и Сорокина.

В НХЛ и раньше выступали российские голкиперы, но действия нынешней группы вместе с ожиданиями их дальнейшего прогресса заставляют многих считать текущий период времени золотым веком российских вратарей в лиге.

Игорь Шестёркин – действующий обладатель «Везина Трофи» (приз лучшему голкиперу сезона). И он, и Илья Сорокин, которые являются давними друзьями и играют за противоборствующие команды «Нью-Йорк Рейнджерс» и «Нью-Йорк Айлендерс», впервые стали участниками Матча звёзд НХЛ. Также в звёздном уик-энде принял участие, но в пятый раз, лидер «Тампа-Бэй Лайтнинг» Андрей Василевский, который дважды завоевывал Кубок Стэнли, а также - награды «Конн Смайт Трофи» (приз хоккеисту, лучше других зарекомендовавшему себя в матчах плей-офф) и «Везина Трофи».

«Я играл против Игоря с шестилетнего возраста… Он выступал в слабой команде, – поделился мнением защитник «Калгари Флэймз» Никита Задоров. – Мы побеждали со счётом 16:0 даже тогда, когда нам было по 13-14 лет. Для меня неожиданность то, чего он достиг. Что касается Ильи, то он родом из маленького города, и хотя мы с ним одного возраста, он никогда не был в сборной, поэтому я и не слышал о нём. Но потом он стал хорошим игроком. Василевский же всегда был великолепен, о нём говорят лет 10 лет, наверное».

Вратарь «Флориды Пантерз» Сергей Бобровский стал первым россиянином, взявшим награду лучшему голкиперу в 2012-2013 годах, затем получил приз во второй раз в сезоне 2016-17 и догнал Набокова по количеству выигранных матчей среди российских вратарей. Партнёр Сорокина по «Айлендерс» Семён Варламов, который в 2006 году стал первым российским голкипером, выбранным в первом раунде драфта НХЛ, приближается к отметке в 300 побед.

Бывший товарищ Шестёркина по «Рейнджерс», уроженец Болгарии Александр Георгиев, имеющий двойное гражданство, России и Болгарии, стал вратарём номер один в составе действующего чемпиона лиги «Колорадо Эвеланш». В «Торонто Мэйпл Лифс» Илья Самсонов сейчас показывает стабильную игру, которая была у него и в начале его карьеры, но пропала к концу его пребывания в «Вашингтон Кэпиталз», команде, выбравшей его в первом раунде драфта в 2015 году.

Россияне в лице Бобровского, Шестёркина и Василевского брали «Везина Трофи» четыре раза за последние десять сезонов. Это больше, чем у любой другой страны: у Канады было три победителя, у Финляндии – два, а у Соединённых Штатов – один.

Кроме них, есть еще хоккеисты, которые также ждут своей очереди. «Каролина Харрикейнз» ясно дала понять, что рассчитывают на Петра Кочеткова, подписав с ним контракт на четыре года. «Коламбус Блю Джекетс» даёт шансы Даниилу Тарасову, а «Нэшвилл Предаторз» потратили выбор в первом раунде драфта 2020 года на Ярослава Аскарова, который уже выходил на лёд в основном составе на один матч в свой первый же полноценный сезон в Северной Америке.

Всего в НХЛ в этом году сыграло 10 российских вратарей, но самое показательное в этой статистике то, что за всю историю НХЛ всего в ней выступило 23 российских голкипера - то есть почти половина из них приняла участие во встречах уже именно этого сезона.

«Участие в матчах североамериканской лиги Ильи Брызгалова, Николая Хабибулина и Евгения Набокова подарило нам надежду, что и мы можем также повторить этот путь, – добавил Игорь Шестёркин. – Они сильно помогли нам. Раньше у нас не было такого большого выбора среди вратарей, но сейчас вы можете наблюдать обратное. И опытные, и молодые, много кто еще выступает в России. Предыдущие поколения были образцом для подражания и показали нам, как нужно действовать на льду».

Любые рассуждения о происхождении нынешней волны российских голкиперов в НХЛ должно начинаться с Владислава Третьяка, который завершил карьеру в 1984 году в возрасте 32-х лет ещё будучи вратарём высшего уровня. Его выступления за сборную СССР были легендарными, а методы обучения оказали сильное влияние на вратарскую школу. Архивные кадры за многие годы показали, как Третьяк внимательно относился к таким деталям как ловкость, гибкость, боковые движения и выбор позиции. Как-то он показал Уэйну Гретцки несколько таких упражнений, в одном из которых Третьяк присел на корточки и начал выкидывать ноги словно при исполнении танца «Казачок», после чего добавил жонглирование теннисными мячами.

Но, как сказал Шестёркин, немаловажной была и группа вратарей, в которую входили Брызгалов, Хабибулин и Набоков. Они стали кумирами для молодого поколения россиян, которые вставали ночью или рано утром, чтобы посмотреть игры или найти обзоры с их участием, тем самым черпать вдохновение.

До этих хоккеистов в истории НХЛ было всего три российских голкипера. Сергей Мыльников стал первым из них, приехав в Северную Америку в 31 год и сыграв 10 матчей за «Квебек Нордикс» в сезоне 1989-90. За ним последовали Андрей Трефилов (58 встреч за восемь сезонов 1990-х годов) и Михаил Шталенков (190 игр за семь кампаний с 1993 по 2000 год).

Николай Хабибулин пять раз участвовал в Матче всех звёзд и в 2004 году в составе «Тампа-Бэй Лайтнинг» стал первым российским вратарём, выигравшим Кубок Стэнли. Илья Брызгалов стал вторым, победив в составе «Анахайма» в 2007 году, а Евгений Набоков выиграл «Колдер Трофи», дважды приняв участие в звёздном уик-энде. У каждого из них была долгая карьера в НХЛ: Хабибулин провёл 799 игр, Набоков – 697, а Брызгалов – 465.

«Конечно, сейчас есть социальные сети и другие источники информации, – высказался Набоков, выросший на территории, которая сейчас известна как Казахстан. – Раньше такого не было, мы не знали, как оценивают нас и смотрят ли наши матчи. Если игра проходила в 7 часов вечера в Калифорнии, то в Москве или Казахстане это 5 или 6 утра, поэтому ты даже не предполагаешь это».

Брызгалов и Набоков поделились мнением, что никогда не задумывались, оказывал ли их успех влияние на игроков в России, они не обсуждали это между собой. Брызгалов сказал, что вместе они собирались только на международных турнирах, проходивших так быстро, что не оставалось времени на глубокие философские беседы.

«Вы можете поинтересоваться у молодёжи, следили ли они за нами, повлияли ли мы на их игру, – предложил Брызгалов. – Для нас это уже прошлое. По-настоящему делать вывод об этом могут только следующие поколения, а не люди, которые писали эту историю».

Так насколько влиятельной была эта группа голкиперов для молодых хоккеистов?

«Мы следили за ними с детства, – сказал Василевский, чей отец был вратарём и играл против Набокова. – Мы наблюдали и представляли себя в рамке ворот. Для нас это был отличный пример того, что всё по плечу, и, если усердно работать, однажды можно стать такими, как они. У меня была возможность играть рядом с Набоковым в мой дебютный год в НХЛ, и это был замечательный опыт. Столько лет смотреть на этого хоккеиста по телевизору, и тут - разговаривать с ним в одной раздевалке. Это было невероятно».

То, каким образом Брызгалов и Набоков попали в североамериканскую лигу, показывает, что тогдашняя российская модель развития игроков не была чётко отлажена. Евгений Набоков, ныне тренер вратарей в «Сан-Хосе Шаркс», – сам сын голкипера, выступавшего на профессиональном уровне. Они оба работали над техническими аспектами, но это никогда не классифицировалось как «тренировки для вратарей». Набоков добавил, что в его время голкиперы еще в полной экипировке играли в хоккей 3 на 3. Участвуя в таком формате, они учились лучше обращаться с клюшкой, приобретали уверенность в катании.

Илья Брызгалов рассказал об отсутствии в его карьере тренера вратарей, пока он не приехал в Северную Америку в «Анахайм Дакс» после драфта в 2000 году.

«Я был как дикий цветок, только что распустившийся в поле, – описывал себя Брызгалов. – Часто на просторах встречаются самые красивые цветы. Идешь весной в горы и думаешь: «Что это там такое растёт?», и видишь повсюду распустившиеся цветы. Так же и я рос».

Илья подчеркнул, что тренеры вратарей в России в то время были редкостью. Ему помогал наставник нападающих и подсказывал, как расположить клюшку, чтобы не дать забить. Остальные он в основном уже придумывал самостоятельно.

Набоков добавил, что подготовка вратарей в 1980-х и 90-х годах не была такой технически оснащённой, как сегодня, и, чтобы играть на данной позиции, нужно было больше использовать свои общие спортивные способности и иметь отличные руки, так как это было предпосылкой к хорошей реакции.

Ставка делалась на ловкость и гибкость, голкиперы избегали тяжёлой атлетики, больше концентрируясь на тренировках по укреплению ног и скорости работы рук.

«Всё время использовали теннисные мячи, – сказал Набоков. – С первого прихода в раздевалку тренеры говорили, что нужно спать с теннисным мячом, бросать его в стену и выполнять определённые упражнения, чтобы глаза привыкли к нему».

Ряд тех упражнений, которые применяли Набоков и другие, были заимствованы у Третьяка. Они передавались из поколения в поколение, и Андрей Василевский сказал, что до сих пор использует многие навыки, полученные в детстве, и в своей нынешней жизни.

Василевскому было 6-7 лет, когда он начал делать выпады, одновременно жонглируя двумя или тремя мячами. Так он улучшал ловкость и укреплял корпус с ногами, оттачивая зрительно-моторную координацию. Он улыбается, открыто признавая, что некоторые из его упражнений могут показаться странными, но они приносят свои плоды.

«Даже сейчас занятия с фитболом выглядят со стороны странно, и, если, например, другой игрок увидит это, он скажет: «Что, чёрт возьми, ты делаешь?». Да, это непривычно, но - помогает. Вратари тоже чудаковатые в своём роде, и я давно отрабатываю подобные упражнения в спортзале».

По словам Василевского, с некоторых пор тренеры российских голкиперов начинают больше внедрять технические аспекты игры.

Игорь Шестёркин рассказал, что в России есть несколько хороших тренеров вратарей, но Рашита Давыдова считает одной из самых авторитетных фигур. Будучи бывшим голкипером, Давыдов уже почти 20 лет работает в российском хоккее, имея опыт работы в таких клубах как «Динамо» (Москва) и СКА (Санкт-Петербург). Он также восемь сезонов выполнял свои обязанности в сборной России. Шестёркин добавил, что Давыдов работал и с Бобровским, и с Сорокиным, и с Василевским.

«Он всегда обращает внимание на мелочи, – поделился мнением Игорь. – Рашит подмечает то, что не видят другие. Он работал со мной над психологией каждый день по 30 минут до начала тренировок вратарей. Если я плохо перемещался, он останавливал: «Что ты делаешь?»

Во время обучения техническим аспектам больше всего обсуждалась черта, особо присущая российским вратарям, – это их общий физический профиль, в котором особое внимание уделяется ловкости, боковым движениям, быстроте, амплитуде движений и скорости.

Тренер вратарей «Харрикейнз» Пол Шонфельдер был впечатлён тем, что практически у каждого российского вратаря в НХЛ эти элементы хорошо проработаны. Такое мнение вынесено из работы в летнем лагере голкиперов в Оттаве, которым руководил нынешний тренер по развитию вратарей «Аризоны Койотс» Чарли Мактавиш.

Мактавиш и Шонфельдер общались с российским агентом, который жил в Оттаве, и сам в прошлом был голкипером. Он отправлял своих клиентов, выступающих в России, на данные сборы.

Андрей Василевский один из тех хоккеистов, с которыми Мактавишу и Шонфельдеру довелось работать, и последний сказал, что Василевский посещает этот лагерь около пяти лет. Понаблюдав за Андреем и остальными российскими вратарями, Шонфельдер глубже взглянул на нюансы их развития.

«Одна из причин, по которой они захотели приехать сюда, – это более структурированный подход к упражнениям в Америке, – поделился Пол Шонфельдер. – У них есть школа, но, становясь старше, им нужно продолжать совершенствоваться. Когда мы посмотрели на тренировки этих парней, то воскликнули: «Вы же неправильно делаете то и это». Они скорректировали, и стало лучше».

Шонфельдер пришёл к выводу, что этим вратарям позволяли совершать ошибки и учиться на них, закладывая сильную физическую базу, прежде чем перейти к оттачиванию технических навыков. Это отличается от североамериканского подхода, в котором дети в возрасте уже семи лет занимаются с частными тренерами голкиперов, сразу обучаясь технике, и в итоге хоккеисты в первую очередь полагаются на неё, а не на возможности своего тела.

В сезоне 2017-18 Пол Шонфельдер был нанят «Харрикейнз» в качестве помощника по работе с вратарями, и часть его деятельности заключалась в поиске перспективных игроков. Среди них оказался один хорошо сложенный российский голкипер, подающий большие надежды.

Это был Кочетков.

Помощник генерального менеджера «Каролины» Даррен Йорк считает, что Пётр – классический пример поздно созревшего хоккеиста. Первое знакомство с ним на международном уровне произошло на чемпионате мира по хоккею среди юниоров 2019 года, где он помог России завоевать золотую медаль.

«В первую очередь я обратил внимание на атлетизм, – описывает Йорк Кочеткова, которого выбрали во втором раунде (36-й номер) на драфте-2019. – Это была просто мощь. Он может так перемещаться от одной штанги к другой, что дух захватывает. Я помню, как сидел там и вживую следил за его действиями - выглядело так, будто для него это почти совсем просто».

Шонфельдер и Йорк говорят о Кочеткове без эмоций. С одной стороны, возможно, он сможет пойти по пути своих соотечественников и стать следующим голкипером №1 из России. С другой, они не хотят, чтобы рассуждения о том, что он русский и поэтому от него многого ждут, оказывали на него лишнее давление.

«Я считаю, что он может стать одним из них, – рассказал Шонфельдер. – Не буду утверждать, что он - следующий Василевский, потому что такой может быть только один. Но я сразу заметил общее между Петром и другими российскими голкиперами в лиге, поэтому при выборе его во втором раунде у нас были ожидания, что этот парень станет по-настоящему хорошим стражем ворот для нашей команды».

Тренера голкиперов «Молний» Франца Жана, работавшего с Василевским с момента его появления в лиге, спросили, что он видит особенного в нынешнем составе российских вратарей.

Он подметил закономерность.

«Я думаю, тут некая цикличность, – сказал Жан. – В 80-х и 90-х годах доминировала школа Квебека. Затем выдвинулись финны, потом – шведы. В последние шесть, семь, восемь лет – возможно, около десяти – это уже российские голкиперы».

Жан выделил ещё одно качество, помимо физических, которое отличает россиян, – это катание. Они могут быстро перемещаться и поворачиваться, что даёт им преимущество в плане мощности и точности.

«Наверное, во всех странах уже пришли к единому мнению, как сейчас должны играть голкиперы, – поделился Франц Жан. – Есть общая техника для всех вратарей, но только когда удается найти лучших и научить их этой технике – а так происходит в любом виде спорта, – получается что-то действительно особенное».

Разговоры о российских голкиперах привели к еще одному вопросу: что было бы, если бы игроков НХЛ оправили на Олимпиаду?

Василевский уже имел место в составе, так как был в числе первых объявленных трех игроков, включённых в сборную, вместе с партнером по «Лайтнинг» Никитой Кучеровым и левым нападающим «Кэпиталз» Александром Овечкиным.

«В какой-то момент я посмотрел на список и спросил себя: «Как тут выбрать?» – рассказал Набоков, который должен был стать тренером вратарей на турнире. – Можно только мечтать о таком количестве хороших вратарей, но выбрать я должен был трёх. А затем еще нужно было определить, кто станет основным… Это просто нереально. Можно назвать троих, и все они - из пятёрки лучших голкиперов мира».

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Перейти в раздел arrow-right

Обсуждение

  • 29.04.2024 Hola Hola 3
  • 26.04.2024 Stilet108 2
  • 22.04.2024 rau vadim 3
  • 22.04.2024 Andy 2