Совместное владение игроками - будущее или проблема футбола?
Дни, когда футболисты просто покупались и продавались, давно позади. Суммы растут, контракты становятся все более замысловатыми, а каждая сделка несет с собой множество нюансов.
Последним писком моды стало совместно владение правами на футболистов. Оно незаконно в Англии и Франции, однако в других странах клубы все чаще применяют подобную методику.
Вообще данная практика распространена в Южной Америке – большинство аргентинских и бразильских футболистов принадлежат минимум двум владельцам.
Подобное можно встретить и в Италии, где правами на одного игрока владеют сразу несколько клубов. Безусловно, это кому-то выгодно, однако, в связи с грядущим финансовым фэйр-плеем, интересно понаблюдать, как будет совмещаться с ним совместное владение.
Совместное владение клубом и сторонней компанией
Большинство южноамериканских клубов имеют особое право продать часть прав на своего футболиста какому-нибудь инвестору. Тот резко превращается в главного поклонника таланта футболиста, а клуб получает за это кругленькую сумму.
Если, к примеру, «Сантос» сегодня продаст 25% прав на Неймара некой Компании за 5 миллионов долларов, а летом форвард отправится в мадридский «Реал» за 30 миллионов, то вышеупомянутая Компания получит 7,5 миллионов от суммы трансфера. Однако если Неймар останется в «Сантосе» до конца своей карьеры, наша Компания не получит ничего.
Преимущества клуба в таких случаях очевидны – моментальное получение прибыли и совместная забота о будущем футболиста.
Одним из самых ярких примеров подобных сделок является трансфер Карлоса Тевеса из «Коринтианса» в «Вест Хэм» и последующий его переход в «Манчестер Юнайтед» спустя год. Часть прав на Тевеса принадлежала MSI, а ее бывший владелец Киа Джурабчиан ныне является «консультантом» аргентинского форварда.
Все трансферные передвижения Тевеса по Англии сопровождались проблемами, так как MSI постоянно спорил с клубами, а в случае с «Вест Хэмом» дело вообще дошло до суда.
Главным минусом подобной практики является тот факт, что нефутбольные лица влияют на судьбы молодых футболистов. Сам игрок отходит на второй план, главное для компаний – деньги, а спортсмен рассматривается исключительно как источник выгоды.
Совместное владение несколькими клубами
Выше уже упоминалось, что подобная методика запрещена в Англии и Франции, однако довольно распространена в остальных странах Европы, в частности в Италии.
Примером может послужить сотрудничество соперников по Серии А «Милана» и «Дженоа». За недавние несколько лет два клуба разделяли права более 15-ти футболистов, последним из которых является Александр Меркель.
Немецкий полузащитник перебрался на «Сан-Сиро», однако не сумел стать игроком основы итальянского гранда. «Милан» продал 50% прав на футболиста «Дженоа» и отправил его выступать за «грифонов». После успешного выступления в составе генуэзцев, чемпион Италии вернул футболиста обратно.
При подобном совместном владении клубы, в нашем случае «Милан», страхует свои собственные интересы касательно того или иного футболиста. Когда игрок не соответствовал требованиям, Массимилиано Аллегри продал половину прав на футболиста, однако оставшаяся половина гарантировала, что игрока можно вернуть, если он блеснет в составе другого клуба. Что, собственно, и произошло.
Будущее
Финансовый фэйр-плей уже не за горами, поэтому понятие совместного владения должно быть определено конкретно и четко. С клубами, прячущимися за кошельками сторонних инвесторов, ФИФА должна поступать максимально жестко. Финансовая сторона совместного владения тоже должна быть конкретно определена.
По сути, учащение случаев владения правами на игроков внешних, нефутбольных инвесторов, лишь увеличивает долю коммерции и бизнеса в футболе, в то время как игроки и болельщики отходят на второй план.