Махачкалинский "Анжи" - самый странный футбольный клуб в мире
Вопрос для игроков, прибывших накануне в аэропорт имени Джона Леннона в Ливерпуле, очевиден. Что привлекло вас в Дагестане, с его коррупцией, этническими конфликтами и огромными контрактами, в первую очередь?
Махачкалинский «Анжи» с легкостью можно назвать самым странным футбольным клубом в мире. Игроки этой команды живут за 1200 миль от места, где им приходится проводить матчи; они посещают город, за который выступают, только в день игры и с большим количеством охраны. Они являются одними из самых высокооплачиваемых спортсменов мира.
В одной из своих самых известных песен Леннон пел: «Представь, что у тебя нет собственности». Самуэлю Это’О такое сделать будет явно очень-очень сложно. Он зарабатывает 350 000 фунтов в неделю, а в его пентхаусе в Москве установлен трехметровый телевизионный экран.
Несмотря на зарплаты, которые выплачивает Сулейман Керимов своим игрокам, никто в «Анжи» не говорит о деньгах.
Когда Лассана Диарра перешел в «Анжи» из мадридского «Реала», он заявил, что сделал это, так как хотел играть вместе с Это’О – «его старшим братом». Роберто Карлос, которому платили 5 миллионов евро в год, говорил о «большом вызове». Это’О хотел быть объединяющей силой для нации, погрязшей в междоусобных распрях.
На 38-летие Керимов подарил Роберто Карлосу Bugatti Veyron, который бразилец сразу же отправил к себе на родину. Парковать машину на улицах Махачкалы, где средняя зарплата составляет 156 фунтов в месяц, – это было бы уже слишком.
Хотя Bugatti все равно вряд ли бы оказался в Дагестане. «Анжи» тренируется в подмосковном Кратово, где у Сергея Прокофьева, автора симфонии «Петя и волк», была дача.
После работы в «Челси» и сборной России Гуса Хиддинка можно смело называть любимчиком российских олигархов. После неудач со сборной России и сборной Турции казалось, что Хиддинк уже потерял свою силу как тренер. Хотя в настоящий момент «Анжи» возглавляет российскую премьер-лигу.
Позади «Анжи» на третьем месте идет грозненский «Терек», команда чеченского военачальника Рамзана Кадырова. Керимов принадлежит к другому типу олигархов. Чтобы донести до кого-нибудь свою точку зрения, «Калашниковым» он скорее предпочтет здравый расчет.
Кэтрин Белтон, журналистка The Financial Times, работающая в Москве, одна из немногих, кому разрешили взять интервью у Керимова. 46-летний олигарх часто надевает простые джинсы и свитер, «обаятелен и иногда застенчив». Также он носит перчатки под цвет кожи, так как шесть лет назад он получил сильнейший ожог рук, потеряв контроль над своей Ferrari Enzo в Ницце.
Юг Франции – привычное место жительства для «русского Гэтсби». Как и герой Скотта Фицджеральда, он поднялся из ничего: 20 лет назад Сулейман был экономистом в компании, занимающейся изготовлением транзисторов для телевизоров. К 2008 году сообщалось, что его состояние составляет 17 миллиардов долларов. Керимов устраивал вечеринки, которым поаплодировал бы Скотт Фицджеральд. На них выступали Бейонсе и Эми Уайнхаус.
Кажется, что у Керимова есть желание восстановить Дагестан и сделать его ближе к России. «Анжи» является частью этого замысла. Поговаривают, что средства для строительства нового стадиона «Анжи» и академий выделяются Кремлем.