Другой владелец: как сильно глава "Магнита" Сергей Галицкий любит футбол?
Голландский журналист Ричард ван Пуртвлиет рассказывает о громадной и бескорыстной любви предпринимателя Сергея Галицкого к российскому футболу и ФК «Краснодар».
Июнь нынешнего года ознаменует эпохальную дату для английского, да и всего мирового футбола – ровно десять лет назад относительно неизвестный тогда российский финансовый магнат Роман Абрамович открыл ворота «Стэмфорд Бридж», чтобы приобрести лондонский клуб «Челси», в который за эти годы он вложил несколько сотен миллионов долларов.
Июнь нынешнего года ознаменует эпохальную дату для английского, да и всего мирового футбола – ровно десять лет назад относительно неизвестный тогда российский финансовый магнат Роман Абрамович открыл ворота «Стэмфорд Бридж», чтобы приобрести лондонский клуб «Челси», в который за эти годы он вложил несколько сотен миллионов долларов.
Ряд россиян впоследствии последовали его примеру: Александр Гайдамак заигрывал с «Портсмутом», «Рединг» Антона Зингаревича вылетел в Чемпионшип, лишь сезон отыграв в премьер-лиге, а Алишер Усманов владеет 25% процентами акций лондонского «Арсенала». Российские олигархи, впрочем, заявляют о себе не только в Англии – Сулейман Керимов творит революцию у себя на родине, купив в свое время махачкалинский «Анжи».
Но я не собираюсь вам сейчас рассказывать о российских владельцах по всей Европе, вкладывающих свои деньги в футбольные клубы, – это будет очень долго и неинтересно. Вместо этого хотел бы уделить внимание малоизвестному, но в то же время с огромным энтузиазмом взявшемуся за дело российскому бизнесмену, который проявил интерес к самой популярной в мире игре.
Имя Сергея Галицкого вряд что-то скажет кому-то за пределами России, да и в самой стране тоже. В течение пяти лет 45-летний предприниматель с нуля выстроил футбольный клуб «Краснодар», который теперь выступает в высшем дивизионе. Тут немаловажную роль, конечно, сыграло состояние в 8,2 миллиарда долларов, которое позволило Галицкому взобраться на 138 строчку в рейтинге Forbes, однако его любовь к футболу действительно бесподобна и не поддается сомнению.
Один визит в клуб на юге России дает понять, что его интерес – не просто мимолетное влечение. Тренировочная база «Краснодара» по уровню инфраструктуры сопоставима с базой любого в мире клуба, включая «Реал» и «Барселону». Клубная академия собирает мальчишек со всего Краснодарского края, предоставляя им образование как на футбольном поле, так и за его пределами. Владелец команды неоднократно заявлял, что мечтает, чтобы в один прекрасный день в его команде выступали исключительно ее воспитанники. Также вот-вот начнется строительство 36-тысячного современного стадиона.
Галицкий – это большая редкость для российского футбола. За исключением Керимова, он единственный в стране единоличный владелец футбольного клуба, в то время как большинство других принадлежат корпорациям, таким, как «Газпром» в случае с «Зенитом» или «Российские Железные Дороги», руководящие «Локомотивом». Это подтверждает, что он пытается привести «Краснодар» к успехам не из чувства долга, а исключительно по доброй воле и любви.
В отличие от Абрамовича и Усманова, разбогатевших на нефти и металлах, Галицкий сколотил свое состояние на розничной торговле, основав сеть супермаркетов «Магнит», ставшую крупнейшей в России. Однако попытка добиться подобного успеха на футбольном поле может оказаться серьезным испытанием даже для него.
Галицкий признавался, что футбол для него – не бизнес: «Когда билеты стоят полтора доллара, о каком бизнесе может идти речь?». Билеты на самом деле стоят немного больше полутора долларов, но в целом он прав, потому что российские клубы не имеют возможности взвинчивать цены на билеты по примеру ведущих европейских клубов. Поэтому популярная политика миллионеров, поддерживающих клубы из собственного кармана, в ближайшем будущем может заинтересовать УЕФА, когда в силу вступит закон финансового фэйр-плэй. Однако если в России и есть человек, способный получать прибыль от своей команды, это именно Галицкий.