Другая, дружелюбная Россия: В Сочи открыли Олимпийские игры
Однажды Уинстон Черчилль сказал о России и о ее жителях: «Россия – это загадка, упакованная в тайну, спрятанную в непостижимость».
У американцев общепринятое мнение о россиянах имеет оттенок холодной войны: Русские – неприветливые, молчаливые и задумчивые. Таинственный человеческий эквивалент Сибири. Эта страна подарила миру Достоевского, Толстого и Тургенева – больших знатоков души человека. Когда американцы размышляют о России, они представляют себе Советский Союз, Ленина, Сталина и студеный ГУЛАГ.
Так почему же, тогда, тысячи людей в Сочи праздновали так радостно начало Олимпийских игр? Пили пиво и водку под названием «Белуга».
Почему на улицах было так много мужчин, держащих на плечах своих сыновей? Так много улыбающихся мам, с любовью обнимающих своих дочерей, наблюдающих по большому экрану за церемонией открытия Олимпиады? Как вы объясните слезы на глазах россиян, когда играл гимн их страны?
Почему на улицах было так много мужчин, держащих на плечах своих сыновей? Так много улыбающихся мам, с любовью обнимающих своих дочерей, наблюдающих по большому экрану за церемонией открытия Олимпиады? Как вы объясните слезы на глазах россиян, когда играл гимн их страны?
Молчаливые и задумчивые? Невеселые и мрачные?
Это уже не те россияне, которых мы знали во времена холодной войны.
«У меня сейчас случится сердечный приступ», - сказал Константин Шрамко, бизнесмен из окрестностей Ростова через переводчика.
Тамара Гулиева сидела неподалеку от городской площади со своей сестрой и племянником. Мальчишка второклассник практиковался со мной в английском: «Hi, mynameisNathanandI’minsecondgrade», - сказал он.
Его тетя улыбалась и рассказывала: «Я не могу в это поверить. Меня переполняют эмоции. Недавно государство дало мне квартиру. Мой ребенок пошел в новый детский сад, а мой второй ребенок (Гулиева беременна), пойдет в новую школу. Во время строительства мы переживали тяжелые времена. У нас не было горячей воды и электричества, но слава Богу строительство закончилось, и сейчас я могу точно сказать, что это того стоило. Иногда ради счастливого будущего нужно идти на кое-какие жертвы».
В морском порту Виктор Шмакин, его жена Юлия и сын Владислав смотрели на гигантский экран и с большими, мокрыми глазами. Они знают, как смотрит на Россию весь остальной мир, и надеются, что Олимпиада поможет изменить эти стереотипы.
«Мы хотим показать миру, что мы дружелюбны к разным культурам, - сказал Виктор Шмакин. – Только лишь в Сочи проживает около 50 разных этнических групп. Мусульмане и христиане мирно живут вместе. Я плакал, когда играл гимн нашей страны. Мой сын увидел Олимпийский факел. Эти эмоции запомнятся нам до конца жизни».
Когда-то Сочи был маленьким тихим курортом на берегу Черного моря – местом, куда богатые граждане сталинской эры приезжали для того, чтобы подлечиться на водах, или покататься на лыжах в горах Кавказа.
А затем было принято решение добиться права проведения здесь Олимпиады, чтобы превратить Сочи в площадку игр Путина. Чтобы показать миру новую Россию. Тогда это представлялось безрассудством.
«Вне всякого сомнения, по Олимпийским играм будут судить о нашей стране», - сказал Путин 7 лет назад.
За исключением жилья для журналистов, которое получило свою долю критики перед началом Олимпиады (стоит отметить, что по делу), Сочи подвергся великолепной трансформации. Это место – что-то среднее между Сан-Хосе и Майами Бич – крупный город на берегу Черного моря. В пятницу вечером Сочи был очень оживлен. В лавках продавались еда и алкоголь, тысячи людей стояли плечом к плечу в морском порту, пытаясь стать частью действа.
На лицах детей красовались Олимпийские кольца. Взрослые размахивали российскими флагами. Сотни людей стояли под часами, наблюдая за обратным отсчетом перед началом церемонии открытия игр. 37 минут, 36, 35.
К организации любых Олимпийских игр можно придраться. Возникали вопросы и на этот раз: Непристойная цифра в $51 миллиард, затраченная на подготовку, экологические проблемы, ужасные условия работы для строителей, средневековые взгляды на гомосексуализм, истребление бездомных собак, и т.д.
В каждом обществе можно найти недостатки. США исключением не является. Мы вели безнравственную войну в Ираке, сославшись на сомнительный предлог о ведении борьбы против оружия массового уничтожения. Мы самая жестокая нация из всех развитых стран. В нашей стране живет 5 процентов от населения всего мира, и 25 процентов из всех заключенных планеты находятся в наших тюрьмах. Многие из этих людей были отправлены за решетку, совершив ненасильственные преступления.
Права человека? Конечно, в России с этим не все в порядке. Но вспомните, что мы принимали у себя Олимпийские игры, когда афро-американский житель нашей страны не мог попить из того же фонтана, или поплавать в том же бассейне, что и белый человек. Ведутся разговоры о жестком контроле над населением России. А кто-нибудь читал о том, как работают наши службы безопасности?
Это шанс России показать миру, что со времен Советского Союза произошли большие перемены.
«Что хочет сделать Владимир Путин, так это вновь заявить о России на мировой сцене, и Олимпиада – лучший способ это сделать, – сказал редактор NBCДэвид Ремник. - Они не проводятся часто. Если все пройдет хорошо (не случится теракт, или что-то в этом роде), для него это будет большим успехом на внутренней арене. Что касается мировой сцены, не забывайте о том, что он является автократом. Его не интересуют вопросы, касающиеся ЛГБТ-сообщества или прав человека – все, что обсуждалось в преддверии игр. Ему не важно, что этому на Западе уделяется столько внимания. То, что в этом плане кажется вам недостатком, не сильно его беспокоит. Если, конечно, не произойдет какой-то инцидент».
Когда я находился в самолете, следовавшем по маршруту Франкфурт-Сочи, я сидел возле 42-летней женщины по имени Ольга. При снижении самолета внизу засветилась огнями Олимпийская деревня. Ольга была заворожена. Она наклонялась через меня к иллюминатору, чтобы посмотреть на нее. Она выросла в горном городке под названием Красная Поляна, но последние 3 года провела во Франкфурте со своим мужем и детьми.
«О, Боже, это мой город, - сказала она. – Я не могу в это поверить. Я бы его никогда не узнала. Это вызывает во мне чувство гордости. Когда я уезжала, это был просто маленький курорт. А теперь посмотрите на это».
Когда в морском порту играл российский гимн, наша переводчица Елена Власова заливалась слезами радости.
«Я чувствую единение нашей страны, - сказала она. – Это настоящая красота».
В самом деле, все было очень красиво.