Александр Мостовой – легенда своего времени
«… Mostovoi busca posicion para el disparo… sigue el Ruso… Mostovoi… Gol, Gol, Gol, Gol, Gol del Celta… GoldelMostovoi» – Именно такие звуки доносились из моего старого телевизора в конце 1990-х каждый раз, когда я переключался на канал TVG (TelevisiondeGalicia), чтобы посмотреть матч «Сельты». Слабый спутниковый сигнал давал мне возможность понаблюдать за некоторыми восхитительными футбольными моментами, которые я никогда не забуду. Главным действующим лицом в большинстве из них выступал настоящий художник, которым я научился восхищаться, и до сих пор верю в то, что он был одним из самых талантливых футболистов в так называемом современном футболе. Им был неповторимый Александр Мостовой.
В юношестве, если бы кто-нибудь спросил меня, кто является моим любимым футболистом, я тотчас ответил бы, что это Александр Мостовой. Очень часто я испытывал на себе ненависть со стороны болельщиков других клубов, в особенности «Порту», которые по понятным причинам не очень-то радовались тому факту, что кто-то вроде меня, признающего себя почитателем их клуба, заявляет, что его любимый футболист – парень, который играл за «Бенфику» (принципиальнейшего соперника «Драконов») всего несколько лет назад. Если честно, мне было на это совершенно наплевать, и, несмотря на давление со стороны ровесников, я неизменно продолжал следить за карьерой Мостового в «Сельте».
ElZar(Царь), как его ласково называли в Виго, приехал в Португалию в 1992-м году, чтобы выступать за лиссабонских грандов в лице «Бенфики», проследовав за своими бывшими партнерами по московскому «Спартаку» Василием Кульковым и Сергеем Юраном. После фантастического этапа карьеры в московском «Спартаке», где он удостоился чести поучиться у таких настоящих мастеров тренерского искусства, как Константин Бесков и Олег Романцев, Мостовому не удалось оставить след в истории «Бенфики», и ни для кого не стало сюрпризом, что через год он перебрался в стан французского «Кана», а затем очутился в «Страсбурге». Несмотря на то, что он сделал себе довольно неплохое имя во французском футболе, дерзкий и обладающий классными навыками полузащитник, который в своей игре прибегал к забегам а-ля Марадона, за счет дриблинга оставляя позади оппонентов и, порой, беспомощного голкипера, находился далеко не на виду. Тем не менее, ситуация начала потихоньку, хотя и не сразу, изменяться, когда он подписал контракт с «Сельтой» в 1996-м.

Испанский футбол к тому времени уже стал пристанищем для значительного количества российских футболистов, от Онопко, Корнеева, Радченко до Карпина. Каждый из них был фантастическим футболистом, но никто не впечатлил так сильно, как это сделал Мостовой. В то время «Сельта» была дружиной, которая из года в год пыталась избежать вылета из сильнейшего дивизиона. И будет честным отметить, что именно «Царь» помог клубу изменить эту парадигму. Спустя всего год после его первого сезона в составе галисийского клуба, и, наверное, самого худшего в его карьере, «Сельта» завершила чемпионат на 6-м месте (лучший результат за 27 лет), и в последующие несколько сезонов сумела заслужить признание как на домашней, так и на международной арене, за счет памятных побед над такими грандами, как «Барселона», «Ливерпуль», мадридский «Реал» и «Ювентус» в числе прочих.
Мостовой играл первостепенную роль в тех триумфальных успехах. Исторический 10-й номер «Сельты» (он также играл под номерами 20 и 24) являлся лидером команды, и, хотя его часто обвиняли в излишнем темпераменте и демонстрации сильного характера, факт заключается в том, что он навсегда изменил сущность этой команды. Его бутсы излучали волшебство, неправдоподобные передачи и невообразимые голы. Его футбольное мышление позволяло ему читать игру на несколько секунд быстрее оппонентов, и ему не приходилось слишком много бегать для того, чтобы отметиться дриблингом или отдать передачу в нужное место. Он был настоящим футбольным волшебником, и, вместе с Валерием Карпиным, он помог в изобретении так называемой «тики-таки» в «Сельте» в те дни. Мостовой признался, что он и Карпин могли играть в то время с практически закрытыми глазами. Этому они научились в московском «Спартаке», и они точно знали, где будет находиться партнер перед тем, как отдать передачу, даже не смотря в ту сторону.

Я часто вспоминаю, как по ходу сезона 1997-1998 «Сельта» разгромила могучую «Барселону» Луи ван Гала (который позже называл Мостового лучшим футболистом в Ла Лиге в том сезоне) со счетом 3-1 на стадионе «Балаидос» на глазах у восторженных болельщиков. Мостовой забил фантастический гол после индивидуального прохода, в результате чего голландский специалист молча сидел на скамейке и поражался тому, как кто-то способен разорвать защиту каталонцев таким образом, как это сделал российский плеймейкер. «Царь» прибегал к такому же рецепту в матчах и с некоторыми другими командами, включая мадридский «Реал», и болельщики «Сливочных» вне всякого сомнения, помнят ту игру, когда их команда была уничтожена на «Балаидос» со счетом 5-1 за счет трех голов в исполнении Любо Пенева и выдающегося выступления со стороны Мостового.
Игру такого футболиста, как Мостовой, очень сложно описать словами, какими бы красочными они не были. Он был уникальным футболистом, идолом целого поколения болельщиков и игроков. Он был достаточно хорош для того, чтобы выступать в любой из команд в мире. Однако, по каким-то причинам, «футбол был несправедлив к Мостовому», как отметил Виктор Фернандес – один из его прежних тренеров в «Сельте» в биографической книге футболиста под названием «Десять лет без номера 10».