Журнал Shukan Gendai в защиту Загитовой: Юные фигуристки оставляют чувство неудовлетворённости
Новое доминирование в женском катании
В прошлом году я была в числе болельщиков на «Супер Арене» в Сайтаме и своими глазами видела победу Алины Загитовой, еще одной ученицы Этери Тутберидзе. Я часто вспоминаю, как была ошеломлена духом и красотой Загитовой.
Однако в декабре она объявила о приостановлении спортивной деятельности. Всего за год расклад сил в женском фигурном катании кардинально изменился.
Из-за коронавирусного бедствия сезон 2019/20 кажется далеким, но есть много вещей, о которых можно вспомнить. Касательно фигуристок, печаталось куча отчетов и высказывалось много мнений, очень пугающих, о проблеме старения спортсменок. 15-летние и 16-летние фигуристки, только что перебравшиеся на взрослый уровень, господствовали на всех этапах Гран-при, а 17-летняя Загитова была вынуждена прекратить выступления. Это событие вызвало споры о преждевременной смене поколений в женском катании.
Прозвучали слова, которые я не могу забыть:
«Женское фигурное катание – это спорт, которым могут заниматься только дети».
Их произнес мой друг, большой любитель спорта, когда узнал о суматохе, вызванной уходом Загитовой. Если спортсмен в 17 лет раздумывает о завершении карьеры, такое впечатление оправдано.
Так или иначе, Загитова отметила, что вернется на лед, и, фактически, это еще не конец. Но с доминированием юных девочек уже ничего не сделать. И все же я не согласна с тем, что женское катание – это спорт только для детей.
Популярность Загитовой прославила проблему возраста фигуристок, но, если подумать, этот вопрос всегда стоял ребром.
Битва за юность
15-летняя Тара Липински, например, выиграла золотую медаль на Олимпийских играх в Нагано в 1998 году, превзойдя фаворитку турнира Мишель Кван, благодаря революционным тройным прыжкам.
В каком-то смысле я нашла причину. В книге Котаро Саваки. После Игр в Нагано господин Саваки написал следующие строки («Кинотеатр, книжный магазин и стадион», Shincho Bunko, 2005 год):
«Женское катание слишком зациклено на прыжках и искореняет взрослых фигуристок со зрелыми телами»
«Человек с наивысшими навыками на высочайшем уровне соревнуется с противником высочайшего класса. Сражение в произвольной программе между Тарой Липински и Мишель Кван, сочетавшее в себе все требования «идеальности», заставило меня думать, что чего-то не хватает. Не было ощущения, что они, особенно Тара Липински, бьются за свою юность».
Биться за свою юность, используя это в качестве оружия – вот почему катание Тары Липински оставляло чувство неудовлетворённости.
Текущая ситуация неприменима к тому, что было в 1998-м, но, как мне кажется, отлучение взрослых, физически сформировавшихся фигуристок продолжится, если акцент останется на прыжках.
Всеобъемлющее искусство
Один тренер-ветеран фигурного катания однажды сказал в интервью: «Почему девочки не могут прыгать, когда взрослеют? Потому что так устроен женский организм».
С другой стороны, история доказывает, что даже взрослые фигуристки умеют показывать себя на льду. Например, Сидзука Аракава в 24 года взяла олимпийское золото, Каролина Костнер, бронзовая медалистка Игр в Сочи, оставалась в элите после 30-ти. Даже если такие случаи – редкость, поклонников это подхлестывает.
Еще один момент для размышлений заключается в том, что фигурное катание – это не только лишь спорт. По словам Тацуки Матиды, которым я безмерно восхищаюсь, это «всеобъемлющее искусство», поэтому в нем должно быть нечто, неподвластное возрасту.
Юные фигуристы имеют преимущество из-за легкости в прыжках, но, как я уже говорила, это не равно тому факту, что в женском катании «могут соревноваться лишь дети».
Фигурное катание - это спорт, но он содержит не только спортивные вопросы. Как девочкам прыгать и противостоять гравитации в переходном возрасте? Как создавать правильную выразительность? Фигурное катание бросает вызов комплексным проблемам, и мне, как фанатке с 40-летним стажем, это безумно нравится.
Акико Сунада (Akiko Sunada), журнал Shukan Gendai