Тутберидзе захватит парное катание, но не с Тарасовой и Морозовым
Бросив пару фраз в передаче у Урганта, Этери Тутберидзе снова взбудоражила мир фигурного катания. ТШТ будет тренировать пары? Не может быть!
«Мне кажется, там какой-то пробел. Я вижу, что парники, к сожалению, почему-то плохо прыгают. Конечно, они очень много времени тратят на парные элементы, но если их правильно поддерживать, то они будут лучше прыгать», - сказала Этери в эфире.
Стратегия Тутберидзе проста: она всегда ищет, где прибавить, чтобы фигурист получил больше баллов. Так, она отправила все прыжки Алины Загитовой во вторую половину программы, а когда эту лазейку прикрыли, поставила на поток ультра-си у девушек – сейчас в её группе их выполняют на соревнованиях Щербакова, Валиева, Хромых, Косторная. Перешедшая в «ангелы» Трусова тоже освоила квады в «Хрустальном».
Прыжки и есть единственная лазейка у парников. После того, как ISU понизил стоимость ультра-си у пар – четверных подкрутов и выбросов – идти на них нет смысла.
Какие прыжки можно увидеть в протоколах сильнейших пар мира? Тулупы и сальховы. Пары побеждают на турнирах не столько техникой, сколько чистыми прокатами, уровнями и уверенными парными элементами. За тройные лутц и флип никто не берётся: этими прыжками нужно владеть с юности, и они несущественно добавляют к базе. Но такие элементы всегда считались техническим преимуществом, позволяя паре обратить на себя внимание и бороться на самом высоком уровне.
Лутц в арсенале имели двукратные чемпионы мира Дюамель/Редфорд, они пробовали каскад с лутцем, или даже флипом во главе, и благодаря этим усложнениям выделялись среди конкурентов. Это сложно для парников. На Олимпиаде в Корее коварный прыжок таки подвёл канадцев – не справились и стали третьими в индивидуальном зачёте.

На данный момент взрослые спортсмены на старшие зубцовые не решаются. Если сказать Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову, что им нужно срочно добавить эти прыжки в программу, они, скорее всего, выпучат глаза и сбегут из «Хрустального» как можно дальше – в Штаты. Эта пара катается вместе 12 лет и технического предела они достигли. Задача Тутберидзе и Дудакова – стабилизировать их тулупы, на которых эти ребята так любят ошибаться, а задача Глейхенгауза – поставить им не менее яркие программы, чем «Болеро» от Зуевой и отточить детали во вращениях и парных элементах.
Работа с Тарасовой/Морозовым – это взаимовыгодное сотрудничество: спортсмены получают лёд, внимание, новый подход, а ТШТ практику в этом виде и профессиональные секреты. Самое интересное будет происходить в «Хрустальном» дальше: там могут собрать новые пары.
Есть с кем бороться: молодые российские парники уже подняли прыжковую планку. Например, тройной флип с переменным успехом выполняют Павлюченко и Ходыкин – часто в недокрут или с неверным ребром.

С таким же переменным успехом флип вставляют Кадырова и Бальченко, которых тренер Нина Мозер уже ангажировала и будет готовить к следующему олимпийскому циклу. Пара Хабибуллина/Княжук пробует дорогой каскад тройной лутц – ойлер – двойной сальхов.
Что, если Этери Тутберидзе начнёт составлять пары из своих не самых удачливых фигуристов, которым никак не даются ультра-си, зато оба могут собрать каскад с лутцем/тройным сальховом и одиночный флип в одной программе? Это 16 баллов в базе вместо 11 с простым набором. Прибавьте ГОЕ и получите неплохой отрыв от соперников при прочих равных. Первое место среди юниоров обеспечено.
Стоит учитывать, что Тутберидзе крайне требовательна к спортсменам и не щадит их на тренировках. Она доводит их до физической формы «терминатора» и гонит на безумные технические подвиги с ранних лет. Это не Алексей Мишин, который может два года готовить с фигуристом четверной с прицелом на длительную карьеру.
Впрочем, и Москвина вряд ли будет сдаваться и бережливо относиться к своим подопечным. Кавагути и Смирнов, занимаясь у Тамары Николаевны, нещадно бились о четверные выбросы, часто оставаясь вне пьедестала. Другой вопрос, что обе пары Москвиной в их молодом возрасте уже на пике, и прибавить им, вероятно, негде. Задача – удержать позиции.

Что касается программ – они у наших пар на всех уровнях замечательные. Жаловаться можно разве что на «Пусть бегут неуклюже» у юниоров, хотя и эта программа вышла милой и развлекательной. Но алмазный глаз Этери Георгиевны и здесь увидел поле для работы:
«И не всегда мне нравятся программы. Мне кажется, немного время ушло вперёд, а какие-то пары остались в прошлом», — говорит тренер.
Что бы ни задумала эта амбициозная женщина, жаловаться поздно: она уже одной ногой в парном катании. С этой ноги она открывает нужную дверь прямо в программе Урганта, а тренера Транькова, тем временем, уже заметили на «хрустальном» льду.
Да и глупо жаловаться. Если новые пары или хорошо подготовленные Тарасова/Морозов принесут медали нашей стране и оттопчут все подиумы мира – разве это будет плохо? «Пробелы» других тренеров при этом – их проблемы.
Фото: РИА Новости, ТАСС, Getty Images