Магия Олимпийских игр
Соревнования мужчин, как и ожидалось, оказались самыми захватывающими и зрелищными, но также и самыми неоднозначными.
Эван Лайсачек (США) показал лучший результат и стал первым американцем, завоевавшим олимпийское золото, со времен Брайана Бойтано, который был олимпийским чемпионом в 1988 году. В своей программе Эван не допустил ни одной ошибки. Прыгать четверные он даже не пытался, но его катание с технической точки зрения было безупречно. Его программа представляла собой хорошо сбалансированный набор элементов и была создана так, чтобы выжать из каждого движения максимальное количество баллов. Чтобы выигрывать соревнования, нужно много считать. Такова новая система судейства: хочешь победить – занимайся математикой. В этот раз Эван не продемонстрировал характерный для него напор и харизму, однако он чисто выполнил восемь тройных прыжков, как отдельно, так и в каскаде 3-3, причем пять – в конце программы, что по новой системе поощряется дополнительными баллами. Он также показал хорошие вращения и сложные дорожки шагов. Без сомнения, это заслуженная победа.
Евгений Плющенко (Россия) стал вторым и удостоился серебряной медали. Катаясь под танго Amore, Евгений открыл прыжковую часть прекрасным каскадом «четверной тулуп – тройной тулуп». Он оказался единственным участником соревнований, выполнившим такую сложную комбинацию. Однако всю оставшуюся часть программы он осторожничал. В его программе было семь тройных прыжков (плюс четверной), причем часть из них ознаменовались неуверенным приземлением и помарками на выезде. Не упал он только благодаря своему огромному опыту. Также отмечу, что остальные его каскады завершались двойным прыжком. Вращения его тоже уступали вращениям Лайсачека, да и за одну из дорожек он получил меньше баллов. Лично я не почувствовала в программе Плющенко энергетики и эмоций, которых я от него ждала.
Хотя возвращение на олимпийский пьедестал после четырех лет перерыва должно само по себе считаться огромным достижением, Плющенко был отнюдь не доволен и вел себя так, как будто у него украли золотую медаль. После окончания соревнований он заявил: «Если олимпийский чемпион не умеет прыгать четверной – я просто не знаю. Это уже не мужское фигурное катание. Это танцы. Я так считаю».
Какое печальное заблуждение! Очевидно, Евгений не понимает: то, что он совсем немного, но проиграл Лайсачеку, – не занижение ценности четверного, а победа всей программы в целом. Эван доказал, что в фигурном катании спортсмен может победить без четверного прыжка, и лично я этому очень рада. Неправильность оценок Плющенко заключалась не в том, какое место он в итоге занял, а в том, какие баллы ему дали за компоненты программы. Я вам не скажу ничего нового! Он получил такую же сумму, как и Лайсачек: 82,8. А это неправильно. Лайсачек был несравнимо лучше.
Я согласна с Плющенко и его тренером, Алексеем Мишиным, что систему нужно менять, чтобы попытки фигуристов исполнять более сложные элементы поощрялись и вознаграждались. Я согласна, что шкала оценки прыжков составлена неверно и не отражает их реальной сложности, и в ней слишком много нестыковок – как, например, тот факт, что докрученный четверной или тройной прыжок, после выполнения которого спортсмен приземлился на пятую точку, стоит больше, чем тот же самый четверной или тройной с чистым выездом, но недокрученный на четверть оборота! В ISU уже неоднократно подавались многочисленные предложения по усовершенствованию системы. Нам остается только надеяться, что предложения будут рассмотрены, а изменения внесены. Сами фигуристы и их тренеры могут во многом повлиять на ход событий.
Но пока – хорошо это или плохо – система именно такова, и у фигуристов, тренеров и хореографов нет иного выбора, кроме как следовать ей, даже если для них это сущее наказание.