Станут ли Сочи-2014 Берлином-1936?
Россия устроила [в Ванкувере] пропагандистскую презентацию зимней Олимпиады в Сочи 2014 года, от которой у Лени Рифеншталь на глаза навернулись бы слезы. Началось все с низкопробного видеоролика в духе Евровидения, а затем мы увидели загадочную сцену: дирижер руководит оркестром, который находится не в Ванкувере, а в Москве. Здесь уже отмечалось, как странно выглядит выбор Сочи как места проведения зимних олимпийских игр, – все-таки это город, куда русские люди едут не за опытом катания на сноуборде, а за морским загаром летом.
Мы уже знаем также, что такое спортивное поведение по-русски, – со всей этой истерией по поводу платиновой медали Евгения Плющенко и неумением русских здраво воспринимать критику в адрес грубого расистского подтекста в аборигенских костюмах, в которых одна из танцевальных пар выступала в оригинальном танце.
Так что, посмотрев презентацию российского олимпийского плана, я подумал, что русские используют Сочи как возможность продвинуть «новую Россию», в точности как и нацисты воспользовались Берлинской Олимпиадой для того, чтобы придать Германии благопристойный вид в преддверии Второй мировой войны. Конечно, никто не будет отдавать честь Владимиру Путину, но все же напоказ будет выставляться та же волшебная бесконфликтная страна, что мы видели на презентации в Ванкувере. Скорее даже, будет разыгран идеальный сценарий в стиле потемкинских деревень. Вдали от пыли пост-советской Москвы, в удалении от пост-индустриальной гнили, например, Нижнего Новгорода и на космическом расстоянии (на самом деле, до страшного недалеко) от Чечни, Ингушетии и других частей России, где сепаратистски настроенные террористы и российские солдаты бурно выясняют отношения.
Кроме того, заметьте, почти у самой границы Республики Грузии – небольшого государства, против которого Россия вела преимущественно нерешительные боевые действия в 2008 году и которое является родиной саночника Нодара Кумариташвили, трагически погибшего в Ванкувере еще до начала Олимпийских игр 2010 года. Напрашивается вопрос: не обострится ли ситуация с Грузией перед самым началом игр 2014 года? Когда приближалась Олимпиада в Пекине, Эндрю Питерсон написал умную статью о том, какие шансы предоставляют Олимпийские игры Тайваню (или китайскому Тайбэю, как называют эту страну на спортивных соревнованиях). Зная, что перед играми Китаю будет во вред любая негативная слава, рассуждал автор, Тайвань мог бы предпринять провокационные действия, связанные с неоднозначным международным статусом Китая.
Тайвань не разыграл эту карту в полной мере, но, в отличие от Тайваня и Китая, Грузия с Россией и в самом деле воевали в недавние годы. Зная, что Москве будет не на руку любая угроза зимним Олимпийским играм в Сочи, станет ли Тбилиси предпринимать провокационные действия в отношении России в связи с поддержкой, которую она оказывает жаждущим отделиться Абхазии и Южной Осетии?
Вчерашняя супермогущественная держава с кротким авторитарным характером и страстным желанием вернуть себе былую мощь, не умеющая принимать критику, и ее маленькая соседка, с которой она уже вступала в войну? Отличное сочетание. Цитируя заключительные слова Жака Рогге, увидимся через четыре года в Сочи...