3000 р.

UnHerd (Великобритания): российский футбол стоит на обочине

После того как в 2008 году «Зенит» выиграл Кубок УЕФА, обыграв «Рейнджерс» в Манчестере, тренер команды Дик Адвокаат гордо вошел в зал для пресс-конференций, но тут у него зазвонил телефон. Он посмотрел на экран аппарата, казалось, собираясь отклонить звонок, но затем сделал паузу. Наставник петербуржцев повернулся к толпе журналистов, извинился и вышел. Вернувшись через пять минут, он объяснил, что у него не было выбора: это был звонок от Владимира Путина.

Путин, выросший в Санкт-Петербурге, не большой поклонник футбола, но он признает его влияние.

«Считаю эту победу, - сказал он тогда, - одним из самых ярких подтверждений подъема российского футбола и, шире, российского спорта». 

Полузащитник Константин Зырянов, забивший второй гол «Зенита» в финале, также отметил более широкий контекст: «Надеюсь, теперь в Европе нас начнут воспринимать более серьезно. Возможно, это и есть главный эффект от нашего триумфа».

И на какое-то время Европа действительно обратила внимание. Советский футбол так и не сумел реализовать свой потенциал - может быть, российский, избавившись от сложностей государственного контроля, вот-вот закрепится в топе?

В декабре 2010 года, когда Россия выиграла право на проведение чемпионата мира по футболу 2018, Путин неожиданно появился в конференц-зале Цюриха, чтобы засвидетельствовать результат. Это был кульминационный момент. В итоге на домашнем мундиале сборная сыграла достаточно хорошо, дойдя до четвертьфинала.

Но, к сожалению, у РФС не было конкретных планов по сохранению наследия, а после начала полномасштабного военного конфликта в 2022 году российский футбол и вовсе превратился в изгоя: клубы отстранены от соревнований УЕФА, а национальная команда - от участия в чемпионате Европы, который пройдет этим летом. Средняя посещаемость матчей лиги -  по сравнению с максимумом сезона после чемпионата мира - упала на 32%. Боевые действия, безусловно, стали одним из главных факторов, однако на самом деле спад начался гораздо раньше.

В 2008 году казалось, что российский футбол стоит на пороге золотой эры. Тремя годами ранее московский ЦСКА стал первой командой из постсоветского пространства, выигравшей европейский трофей, завоевав Кубок УЕФА. В 2007-м сборная России обыграла англичан в Москве, причем их превосходство было гораздо более значительным, чем можно было предположить по счету 2:1. Отчасти из-за этого Англия не смогла квалифицироваться на Евро-2008, где россияне вышли в полуфинал, одержав памятную победу в Базеле над Нидерландами.

В свою очередь, у «Зенита» появился целый ряд талантливых доморощенных игроков - семь из них вышли в стартовом составе на финал Кубка УЕФА - и поддержка «Газпрома». Когда другие олигархи и энергетические гиганты начали проявлять интерес к футболу, казалось, что Россия может стать крупным игроком, что самые популярные из российских клубов войдут в европейскую элиту, встав в один ряд с «Манчестер Юнайтед», «Барселоной» или «Баварией».

«Главное, чтобы эти победы стали регулярными», - говорил тогдашний президент «Зенита» Александр Дюков. «Только тогда нас можно будет назвать суперклубом».

Этого не произошло. Трижды «Зенит» доходил до 1/8 финала Лиги чемпионов, последний раз в сезоне 2015-16, и трижды проигрывал. И даже еще до 24 февраля 2022-го российский футбол уже переживал спад. В 2008 году РПЛ занимала шестое место в Европе, которое сохранила и в 2019 году. Но к моменту начала военного конфликта она опустилась на 18-е место. Что же пошло не так? Неужели мечта о российском суперклубе была обречена на провал?

По признанию одного из бывших инсайдеров лиги, команда с берегов Невы в 2008 году не была готова к своему успеху.

На протяжении многих лет «Зенит» был одним из самых популярных российских футбольных клубов. Но советский титул он выиграл лишь однажды, в 1984 году, и не добивался ничего примечательного после распада СССР, пока талантливое молодое поколение не собралось вместе под руководством чешского тренера Властимила Петржелы. Именно на его наследии Адвокаат и построил свою команду, приведя к первому чемпионству в 2007 году.

Под руководством очень уважаемого в Европе тренера, при поддержке богатейшей энергетической компании, которая строила для них прекрасный современный стадион, а также в очень выгодном положении единственного футбольного клуба в городе с населением 5,5 миллиона человек, потенциал казался очевидным. После Адвокаата команду возглавляли не менее высококлассные специалисты: нынешний тренер сборной Италии Лучано Спаллетти, бывший наставник «Челси» и «Тоттенхэма» Андре Виллаш-Боаш, опытный Мирча Луческу и Роберто Манчини, выигравший АПЛ с «Манчестер Сити». Однако опыта не хватало руководству клуба, особенно в плане глобальных маркетинговых стратегий, которые необходимы на самом высоком футбольном уровне.

И все же «Зенит» был близок к успеху. В матчах 1/8 Лиги Чемпионов им порой не хватало везения. Судейское решение - здесь, момент вдохновения - там, более удачный отскок мяча - и они могли бы стать четвертьфиналистами, а потом - кто знает?

Не обошлось и без внешних проблем. Санкции, наложенные на Россию после взятия Крыма в 2014 году, не были столь масштабными, как в 2022 году, но они все равно вызвали падение стоимости рубля. Это, в свою очередь, привело к изменению приоритетов. Когда-то Абрамович полностью покрывал зарплату тренера сборной Гуса Хиддинка в размере 3 миллионов долларов через национальную академию в Тольятти, но потом полностью прекратил финансирование. План строительства 10 крытых стадионов, на которых можно было бы играть в футбол даже зимой, также был отменен.

Менее драматично то, что в 2011 году УЕФА ввела правила финансового фэйр-плей, которые, разрабатывались, чтобы отучить клубы тратить деньги не по средствам. Побочным следствием этого стало то, что командам, не входящим в элиту, стало гораздо сложнее прокладывать себе путь к вершине. В 2008 году, например, все еще казалось, что «Газпром» или «Лукойл» могут повторить то, что Абрамович сделал в «Челси»: потратить сотни миллионов на игроков и фактически купить успех. Но к 2011-му это стало практически невозможным, особенно учитывая относительно слабое развитие российского футбольного рынка.

Показателен пример миллиардера Сулеймана Керимова, который в январе 2011 года приобрел «Анжи» из Махачкалы, крупнейшего города Дагестана. Заманив Хиддинка в качестве тренера, а также игроков калибра Самуэля Это'О и Роберто Карлоса, в 2013 году он был вынужден сократить расходы после того, как ошибочное решение порвать с белорусской компанией, поддерживавшей цены на калийные удобрения, привело к финансовым проблемам как раз в тот момент, когда регуляторы ФФП начали проявлять интерес. В итоге Керимову пришлось сократить бюджет на две трети, что привело к распродаже игроков и вылету клуба из РПЛ в 2014 году.

Были и более широкие проблемы управления, когда РФС принимал странные решения по непонятным политическим причинам без должных консультаций с клубами. Например, лимит на иностранных игроков неоднократно изменялся в течение последних двух десятилетий, часто - скоропалительно. Так, например, сорвалась сделка по приобретению португальского полузащитника Жоау Моутинью и колумбийского нападающего Радамеля Фалькао, что сделало невозможным долгосрочное планирование «Зенита».

Но виноваты и сами руководители клубов. Как сказал бывший инсайдер РПЛ, даже когда они не были коррумпированы, а часто - были, не хватало опыта - вполне объяснимо для культуры, сформировавшейся во времена государственного контроля, а затем дикого Запада девяностых годов. За исключением «Краснодара», все крупные клубы РПЛ принадлежат какой-то госкомпании («Спартак» может утверждать, что он финансируется частной компанией, но владелец «Лукойла» в значительной степени зависит от государства).

В адрес «Зенита» звучат еще и обвинения в покупке матчей, и, по меньшей мере, плохо выглядит то, что довольно часто президентами Российского футбольного союза становились выходцы из петербургского клуба, который выиграл пять последних чемпионских титулов. Даже если в этом нет ничего противозаконного, «Газпром», который был спонсором УЕФА до санкций, и его президент Алексей Миллер имеют огромное влияние. В 2019 году, например, казанский «Рубин» подписал нападающего Алексея Сутормина из «Оренбурга», небольшого клуба, спонсируемого местным отделением «Газпрома». Через девять дней сделка была таинственным образом аннулирована, а Сутормин перешел в «Зенит» за гораздо меньшую сумму.

Означает ли это, что петербуржцы способны обеспечить себе постоянное лидерство в турнирной таблице? Возможно. Конечно, было разумно поднять этот вопрос еще в 2008 году, учитывая ресурсы, которые казались доступными. Но отсутствие институциональных знаний и конкурентоспособной лиги, вероятно, помешало бы им даже до того, как вмешались политические события. 

И вот теперь российский футбол стоит на обочине: лимит на легионеров уменьшен, команды наводнены второсортными бразильцами, а сборная существует только ради того, чтобы играть с любой страной, которая не откажет: за последние полгода россияне встречались с Катаром, Камеруном, Кенией и Кубой, а в этом месяце у них товарищеские матчи с Сербией и Парагваем. В такой реальности ночи славы в Манчестере и Базеле кажутся далеким прошлым.

Автор: Jonathan Wilson

Видео из статей

Показать еще

Весь спорт

Перейти в раздел arrow-right

Обсуждение

  • 29.04.2024 Hola Hola 3
  • 26.04.2024 Stilet108 2
  • 22.04.2024 rau vadim 3
  • 22.04.2024 Andy 2